Радомир Опубликовано 31 января, 2007 Жалоба Опубликовано 31 января, 2007 Название файла :: Нервные заболевания при духовном ростеАвтор :: Роберто АссаджиолиКатегория :: Кто ты - человек разумныйОписание :: Духовное развитие человека - это длительный процесс; этопутешествие по чудесным странам, богатое не только удивительнымисобытиями, но и препятствиями, опасностями. Оно связано с процессамиглубокого морального очищения, полной трансформации, пробуждениямногих не использовавшихся ранее способностей, роста сознания донемыслимого прежде уровня, расширения его на новые внутренниепространства. Поэтому не удивительно, что столь важные измененияпроходят различные критические стадии, которые нередко сопряжены снервными, эмоциональными и умственными расстройствами. При обычномклиническом наблюдении их легко спутать с расстройствами,происходящими от совсем иных причин. Между тем расстройства, окоторых мы говорим, имеют совершенно особый смысл, они требуют инойоценки и лечения. В наши дни эти расстройства, вызванные духовнымипричинами, встречаются все чаще. Появляется все больше людей,сознательно или бессознательно испытывающих внутренние духовныенагрузки. Кроме того, духовное развитие современного человека в силуего большей разносторонности, и особенно вследствие сопротивления,вызванного его критическим умом, стало более трудным и сложнымвнутренним процессом, чем в прежние времена. Поэтому целесообразнодать обзор нервных и психических расстройств, которые могут возникатьна различных этапах духовного развития, и показать наиболеедейственные методы их преодоления. На пути к достижению полного духовного сознания человек можетпроходить через пять критических стадий: кризисы, предшествующиедуховному пробуждению; кризисы, вызванные духовным пробуждением;спады вслед за духовным пробуждением; кризисы на стадии духовногопробуждения и, наконец, "темная ночь души". Рассмотрим их по порядку. Кризисы, предшествующие духовному пробуждению. Чтобы правильнооценить смысл странных внутренних переживаний, выступающихпредвестниками душевного пробуждения, мы скажем несколько слов опсихике среднего человека. Его как бы несет течением жизни. Онпринимает жизнь такой, какой она приходит, не задаваясь вопросами оее смысле, ценности и целях. Для человека с низким уровнем духовногоразвития все сводится к осуществлению личных желаний, например, онстремится к богатству, удовлетворению своих влечений и честолюбия.Человек, духовный уровень которого несколько выше, подчиняет своиличные склонности выполнению тех семейных и гражданских обязанностей,почтение к которым заложено в него воспитанием. При этом он незадумывается над тем, откуда взялись эти обязанности, как онисоотносятся между собой и т.д. Он может считать себя верующим, однакоего религиозность будет поверхностной и стереотипной. Чтобы жить соспокойной совестью, ему достаточно формально выполнять предписаниясвоей церкви и участвовать в установленных обрядах. Короче говоря,обычный человек опирается, не задумываясь, на безусловную реальностьобыденной жизни. Он крепко держится за земные блага, которые имеютдля него позитивную ценность. Таким образом, земное существованиепрактически является для него самоцелью. Даже если он верит при этомв будущий рай, вера его является чисто теоретической и академической.Да и попасть в этот "рай" он будет стремиться как можно позже. Тем не менее может случиться, и время от времени это случается,что этот "обычный" человек претерпевает в своей душевной жизнивнезапную трансформацию, которая застает его врасплох и пугает.Иногда эта трансформация наступает в результате многих разочарований,а нередко и сильного душевного потрясения, например, вследствиепотери близкого человека. Однако порой она протекает без внешнихпричин: среди полного благополучия и благоволения судьбы возникаетнеопределенное беспокойство, чувство неудовлетворенности и внутреннейпустоты. Человек страдает от отсутствия чего-то неопределенного,того, что сам он не может ни назвать, ни описать. Постепенно приходитчувство нереальности, суетности будничной жизни. Личные интересы,которые до сих пор занимали человека и целиком заполняли его, как быблекнут и теряют свою важность и ценность. На передний планпробиваются новые вопросы: человек начинает размышлять о смыслежизни, о причинах явлений, которые прежде воспринимались как самисобой разумеющиеся - он размышляет об истоках собственного и чужогострадания, об оправдании человеческого неравенства, о происхождении ицели человеческого существования. На этом этапе нередки заблуждения. Многие, не понимая смыслаэтого нового состояния души, рассматривают его как нагромождениепричуд и болезненных фантазий, поскольку оно очень мучительно,всячески стараются его подавить. Боясь "сойти с ума", они делают всевозможное, чтобы вновь погрузиться в конкретную реальность, которая,как им кажется, грозит от них ускользнуть. В ходе этой борьбынекоторые с удвоенным рвением бросаются в водоворот жизни и жадноищут новых занятий, возбуждений и ощущений. Иногда таким путем имудается приглушить свое беспокойство, но почти никогда не удаетсяизбавиться от него совсем. Оно, это беспокойство, бродит в глубинахих существа, растворяет устои обыденной жизни и через какое-то время,иногда даже через несколько лет, с новой силой вырывается наповерхность сознания. Теперь это беспокойство становится ещемучительнее, внутренняя пустота - еще невыносимее. Человек чувствуетсебя уничтоженным, все, из чего состояла его прежняя жизнь, кажетсясном, опадает, как пустая оболочка. В то же время новый смысл еще непоявился, и порой человек не просто ничего не знает о нем, но даже неподозревает о возможности его существования. Часто к этому страданию добавляется еще моральный кризис,пробуждается и углубляется этическое сознание, человек терзаетсятяжким чувством вины и раскаяния за прошлые свои дела. Он суровосудит себя и впадает в полное уныние. Естественно, в этом состоянии легко являются мысли осамоубийстве, прекращение своего физического существования кажетсялогическим разрешением внутреннего краха. Отметим, что это лишь общая схема протекания подобныхпереживаний. В действительности здесь возможны различныеиндивидуальные особенности: одни вообще не испытывают острой стадии6другие оказываются в ней совершенно внезапно, без предварительныхэтапов, у третьих господствуют навязчивые философские сомнения, учетвертых основную роль играет моральный кризис. Эти проявлениядуховного перелома очень похожи на определенные симптомы приневрастении или психастении. В частности, одним из симптомовпсихастении является не что иное, как утрата функционирования вреальности, другим - деперсонализация. Сходство духовного кризиса суказанными заболеваниями усиливается еще и тем, что он вызывает те жефизические симптомы: истощение, нервное напряжение, бессонницу,расстройства пищеварения и кровообращения. Кризисы, вызванные духовным пробуждением. Установление связимежду личностью и душой, сопутствующие ему потоки света, радости идеятельной силы приносят чудесное состояние освобождения. Внутренняяборьба, страдания, неврозы и физические потрясения могут внезапноисчезнуть и часто с такой удивительной быстротой, что становитсяочевидно, что происходят они не от материальных причин, а от душевныхстраданий. В таких случаях духовное пробуждение является исцелением вполном смысле этого слова. Однако не всегда пробуждение совершается так просто игармонично. Оно может само по себе вызывать сложности, расстройства иотклонения. Это касается тех людей, чей ум не вполне уравновешен, чьяэмоциональная жизнь чрезмерно экзальтирована, нервная система слишкомнежна или чувствительна, чтобы безболезненно выдержать резкоеусиление духовных энергий. Когда разум слишком слаб или не подготовлен, чтобы вынестидуховный свет, или когда человек склонен к высокомерию иэгоцентризму, внутренние события могут быть неправильно поняты.Возникает так называемое смещение уровней, перенос относительного наабсолютное, сферы личного - в духовный мир. Таким образом, духовнаясила может привести к раздуванию личностного "я". Несколько лет назадмне представился случай наблюдать типичный крайний случай такого родав психиатрической больнице Ванкона. Один из ее обитателей,симпатичный старичок, спокойно и упорно утверждал, что он ГосподьБог. Вокруг этого убеждения он соткал полотно фантастических идей онебесных воинствах, которыми он повелевал, о великих делах, имсовершенных, и так далее. Во всем остальном он был прекрасным илюбезнейшим человеком, всегда готовым услужить врачам и больным. Егоразум был очень ясен и внимателен. Он был так добросовестен, что егосделали помощником аптекаря. Аптекарь доверил ему ключ от аптеки иприготовление лекарств, и от этого не было ни малейших неприятностей,если не считать исчезновения сахара, который он изымал из запасов,чтобы доставить удовольствие некоторым пациентам. С обычноймедицинской точки зрения нашему больному следовало бы поставитьдиагноз: простой случай мании величия, параноидального заболевания.Но в действительности все эти формулировки являются лишьописательными, вводящими в какие-то клинические рамки. Мы не узнаемиз них ничего определенного о природе, об истинных причинах данногорасстройства. А нам важно знать - не стоят ли за идеями больногоболее глубокие психологические мотивы. Мы знаем, что восприятиереальности духа и внутреннего его единства с человеческой душойвызывает у человека, который это переживает, чувство внутреннеговеличия, роста, причастности к Божественной природе. В религиозныхучениях всех времен мы находим многочисленные свидетельства этого. ВБиблии сказано кратко и ясно: "Знаете ли вы, что вы боги?". БлаженныйАвгустин говорит: "Когда душа человека любит, то она становитсяподобна тому, что любит". Когда она любит земное, то становитсяземной, но когда она любит бога, не становится ли она Богом? Сильнее всего полная тождественность человека - духа в егочистом бытии - с высшим духом выражена в философии Веданты. Как бы мыни воспринимали это отношение между индивидуальным и универсальным -как полную тождественность по сути или как подобие, как причастностьили как единство, - и в теории, и на практике нужно четко осознаватьбезмерную дистанцию между духом в его чистом бытии и обычнойличностью. Первое - это основа, или центр, или...........(индивидуальность?), второе - это наше маленькое "я", нашеобыденное сознание. Пренебрежение этим различием ведет к нелепым иопасным последствиям. Именно это позволяет понять душевноерасстройство описанного выше больного и другие, не столь крайниеформы самовозвышения и самообожествления. Болезненное заблуждениетех, кто становится жертвой подобных иллюзий, заключается в том, чтоони приписывают своему преходящему "я" качества и способности высшегодуха. Речь идет о смешении относительной и абсолютной реальности,личного и метафизического уровней. Подобное понимание определенныхслучаев мании величия может дать ценные указания к их лечению. Аименно: совершенно бесполезно доказывать больному, что он не прав,что он заблуждается, высмеивать его. Это может только вызватьраздражение и возбудить его. Предпочтительна другая линия поведения: признать реальность,которая содержится в его идеях, а потом со всем терпением попытатьсяобъяснить больному его заблуждения. В других случаях пробуждение души и сопутствующее ему внезапноевнутреннее просветление могут вызвать эмоциональную перегрузку,которая проявится бурно и беспорядочно, в виде криков, плача, пения ивозбужденных действий. Некоторые сильные натуры в результате подъема, вызванногодуховным пробуждением, могут объявить себя пророками илиреформаторами. Они возглавляют движения, основывают секты,отличающиеся фанатизмом и стремлением всех обратить в свою веру. У некоторых людей высокого уровня, но слишком сильных, врезультате пережитого откровения трансцендентной и божественнойстороны собственного духа возникает притязание на полную и буквальнуютождественность со своей духовной частью. На самом же деле такаятождественность может быть достигнута лишь в результате долгого исложного пути трансформации и перерождения личности. Поэтому ихпритязание не может быть удовлетворено - отсюда депрессивныесостояния вплоть до отчаяния и импульсов к самоуничтожению. Унекоторых соответствующе предрасположенных людей внутреннеепробуждение может сопровождаться различными паранормальнымиявлениями. Они имеют видения высших ангелообразных существ, слышатголоса или испытывают автоматическое побуждение к письму. Значениетаких сообщений может быть различным. В каждом случае нужна трезваяпроверка и анализ без заведомого отвержения, но и безпредварительного пиитета, который может внушать необычность источникаих информации. Особенно осторожно следует относиться к сообщениям,которые содержат прямые приказы и требуют слепого послушания, а такжек тем, в которых превозносится воспринимающий информацию - истинныедуховные учителя никогда не прибегают к таким средствам. Следует заметить, что независимо от того, насколько истинны изначимы такие сообщения, они всегда вредны для здоровья, ибо могут взначительной степени нарушить равновесие чувств и разума. Спады, следующие за духовным пробуждением. Через некоторое времяпосле духовного пробуждения обычно возникает спад. Мы уже говорили отом, что гармоничный процесс духовного пробуждения вызывает ощущениерадости, просветления ума, осознания смысла и цели бытия.Рассеиваются многие сомнения и решаются многие вопросы, появляетсяощущение внутренней уверенности. Всему этому сопутствует переживаниеединства, красоты и святости жизни: пробужденная душа изливает потоклюбви ко всем людям и ко всякой твари. И в самом деле, нет ничего более радостного для сердца и болееутешительного, чем соприкосновение с пробужденным, который находитсяв таком состоянии благодати. Кажется, что прежняя его личность с ееострыми углами и неприятными сторонами исчезла, а нам улыбается новыйчеловек, исполненный симпатии, стремления принести радость и бытьполезным окружающим, разделить с ними полученные духовные сокровища,которые он не может объять в одиночку. Это состояние радости может продолжаться более или менее долго,но ему, конечно же, приходит конец. Повседневная личность с ееглубоким фундаментом лишь временно ушла с поверхности, она как бызаснула, но не исчезла и не преображена полностью. Кроме того, потокдуховного света и любви, как и все остальное в мире, ритмичен ицикличен. Следовательно, рано или поздно за приливом следует отлив. Переживание ухода благодати очень мучительно, и в некоторыхслучаях оно влечет за собой сильнейший спад и серьезные расстройства.Вновь пробуждаются и с новой силой утверждают себя низменныевлечения. Весь "мусор", поглощенный потоком, снова всплывает наповерхность. Между тем процесс пробуждения уже утончил этическое сознание,усилил стремление к совершенству, человек судит себя строже,безжалостнее, ему может казаться, что он пал глубже, чем прежде. Этозаблуждение подкрепляется тем обстоятельством, что на поверхностьвыходят ранее глубоко скрытые наклонности и влечения: высокиедуховные устремления, являя как бы вызов этим силам, пробудили их иизвлекли из бессознательного. Подробнее Цитата
Рекомендуемые сообщения
Присоединяйтесь к обсуждению
Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.