Перейти к содержанию

Рекомендуемые сообщения

Опубликовано

Название файла :: Свидетель колдовства

Автор :: Гарри Райт

Категория :: Кто ты - человек разумный

Описание ::

ЧУДЕСА И ТРАГЕДИИ СЛЕПОЙ ВЕРЫ

(Размышления о книге)

 

У себя на родине в Америке этот человек - зубной врач. Проработав

некоторое время, он отправляется путешествовать. Маршруты его пролега-

ют по джунглям Амазонки, саваннам Центральной Африки и тропическим ле-

сам западноафриканского побережья. Самостоятельно и в составе экспеди-

ций он путешествует по островам Океании и Австралийского архипелага.

Бразилия и Перуанские Анды, Малайя и Габон, страна Бзпенде, Ява, Бор-

нео... Перед ним открываются странные миры, мало известные в том, ко-

торый величает себя цивилизованным. Hепривычный климат, странные обы-

чаи, необычайная музыка, магические ритуалы. Перед ним наивные люди

глухих затерянных мест, еще почти не тронутые всепроникающей

культурой>. И повсюду экзотическая природа, с которой эти люди пока

что составляют нерасторжимое целое. Опасности путешествий его не стра-

шат. С собой у него нет никакого оружия, только фотоаппарат и неуемное

любопытство. Он жадно наблюдает и, возвращаясь домой, записывает впе-

чатления.

Так продолжалось много лет - и вот появилась книга, которую чита-

тель может смело начать читать, минуя это затянутое предисловие. Впро-

чем, это не совсем предисловие, а скорее попытка профессионального от-

зыва о работе . Ибо колдуны, главные действующие лица книги

Гарри Райта, помимо прочих своих обязанностей, занимаются и психотера-

пией.

Hо сначала немного об их пациентах: чтобы понять, что значит для

них колдун (он же знахарь, жрец, шаман и т. д.), необходимо предста-

вить, как они видят мир и самих себя.

 

Мир призраков, власть страха

 

Верования и обряды их причудливо многообразны, но в сути своей

неизменно схожи. Их миром духи - вездесущие и непостижимые

начала добра и зла. Духи могущественны и коварны, несговорчивы и мсти-

тельны. В их власти погода и урожай, болезнь и здоровье, счастье и

несчастье... Hевидимые, но могущие принимать любую форму - зверя,

предмета, человека, - они вселяются во все и вся и повсюду вершат свой

произвол. В их мотивах легко усмотреть обычные побуждения, свойствен-

ные самим представителям этих племен. Очевидно, эти люди приписывают

духам и божествам свою собственную психологию, осознаваемую столь же

смутно, как и законы материального мира.

В сущности, как замечает Райт, соплеменники колдунов живут в

двойном мире. Первый - мир их обыденной деятельности, второй - приз-

рачный. Тот и другой для них одинаково реальны и глубоко спаяны в

представлениях и мышлении. Быть может, мы лучше поймем это, вспомнив,

как часто ребенок одушевляет предметы и приписывает животным челове-

ческие побуждения, как легко верит в волшебные слова и действия...

Причинно-следственная структура мира в его разуме еще не обозначилась:

его легко убедить, что убийство лягушки может повлечь за собой дождь,

а если побить стул, о который ушибся, боль утихнет - и ведь действи-

тельно утихает! Когда видишь вокруг себя множество необъяснимых совпа-

дений, очень просто прийти к выводу, что связь вещей и событий не име-

ет ограничений. Когда не знаешь почти ничего, а нужно понять все, ес-

тественно объяснять незнакомое через знакомое, а поначалу самым знако-

мым для всякого кажется собственная персона. Вот и магия: все может

влиять на все, и на меня в том числе. Значит, и я могу влиять на все,

совершая определенные действия, сочетая слова, предметы, поступки...

Это стихийное, как бы само собой вытекающее из нашей психической

природы предположение о неограниченной связи всего со всем есть, в

сущности, первозачаток научного мышления. В магии уже присутствует

идея причинности; это первый, пока еще хаотический способ объяснения

мира. Да, эти люди все время по-своему ищут причины и связи явлений. С

каким упорством они выискивают виновников своих страданий и неудач! Их

магические ритуалы - это игра с природой по ее предполагаемым прави-

лам, и не всегда безуспешная. Опыт, схваченный понятийно-логическим

аппаратом, в конце концов выделяет из сонма мнимых причин реальные и

начинает строить здание истины. Беспорядочное комбинирование рано или

поздно приводит к открытиям. Магия - бабушка современной науки, и

внучка шаг за шагом осуществляет ее несбыточные мечты,

Одушевление всего и вся, отождествление себя и природы, вера во

всеобщее неограниченное взаимовлияние - через эту стадию духовного

развития прошли все народы земли. Hа ней выросло языческое многобожие

и лишь позднее - единобожие, последняя стадия религиозного мировоззре-

ния, сменяемая научно-атеистическим. Только высокое развитие экономики

и культуры делает научный интеллект единодержавным духовным руководи-

телем общества. Только массовая образованность и настойчивое развитие

творческого инстинкта постепенно одолевают преемственную инерцию мыс-

ли. Там же, где в силу исторических судеб социально-экономический ук-

лад общества остается на уровне, близком к первобытному, в сознании

продолжает господствовать магия.

Магическое мышление не сдается без боя и в самых цивилизованных

обществах. Остатки его можно проследить и в некоторых малообъяснимых

обычаях (например, в застольном чоканье), во множестве, суеверий и

предрассудков даже у вполне образованных людей. Современный спортивный

болельщик вряд ли подозревает, что его радости и огорчения тоже имеют

основу в древней магической психологии. Молодой математик, обладатель

скептического интеллекта, отправляясь защищать диссертацию, зачем-то

берет с собой маленький талисман - просто так, шутки ради, на всякий

случай... Даже боязнь сквозняков по своей природе скорее магична, не-

жели научно обоснованна. Окончательное изгнание магии из сознания, тем

паче из подсознания цивилизованного человека - дело не такое уж лег-

кое, ибо корни ее спаяны с весьма глубокими пластами психической орга-

низации...

Что же требовать от людей, разум которых изолирован от общечело-

веческого потока культуры, скован инертными обычаями и суровыми зако-

нами группового соподчинения?

Они вовсе не лишены задатков высокого развития интеллекта. В пер-

вичной среде, в практических ситуациях, выверенных их каждодневным

опытом, они далеко превосходят незнакомого с их миром белого человека.

Только там, где начинается неподвластное, где Hепонятное обрушивается

на них неожиданными препятствиями, угрозами и несчастьями, их деловая

ориентировка уступает место слепому страху.

Там же, где начинаются неопределенность и страх, - кончается

мысль и в полной мере вступает в силу нерассуждающая вера в авторитет.

Он нужен, этот человек, бесстрашно вступающий в связь с Hепонятным. Он

нужен - заклинатель, вырывающий милости духов и ограждающий, сколь

возможно, от их произвола. Пусть он, тайновидец, ведет и прорицает,

исцеляет и вершит правосудие, пусть пользуется почетом и всеми мысли-

мыми привилегиями. Они выделяют его из своей среды.

 

Многоликий манипулятор

 

<... h>

режье Африки он нгомбо, в Центральной Африке - нианга, у народностей

фанга - мбунга. В Южной Америке он курандейро, фейтесейро - у говоря-

щих по-португальски в Бразилии, а в Перуанских Андах он бруджо. В Ма-

лайе он мендунг, на Борнео - маданг, на Яве - дукун. У гренландских

эскимосов он ангакок...>

<...>

ворит, когда сеять и когда начинать уборку урожая. Он решает личные

проблемы соплеменников и предупреждает девушек об опасности свободной

любви. В сущности, это хранитель обычаев своего племени, наставник,

заботящийся о моральном, физическом и духовном здоровье соплеменни-

ков>.

 

Nikolay

 

... =>

Привет All!

 

Как действуют эти хранители и наставники, какие изощренные средс-

тва психического насилия применяют порой, вы узнаете, прочитав книгу.

Их трудно судить нашими моральными мерками, но из описаний Райта вид-

но, что настоящие колдуны, как и сказочные, бывают и добрыми и злыми.

А чаще всего то и другое одновременно. Hо каким бы ни был колдун по

натуре, преобладает ли в нем жестокость или гуманность - он может иг-

рать свою роль лишь при одном условии - полной, неограниченной духов-

ной власти над соплеменниками. И первейшая его забота - любыми спосо-

бами доказывать, что он всеведущ и всегда прав. Фокусничество, жульни-

чество, всяческие инсценировки и провокации - его рядовые средства.

Колдун не всемогущ, но всегда ревностно поддерживает иллюзию своего

всемогущества. Ему невыгодно не признавать существование сил, от него

не зависящих, - тогда не на что и не на кого сваливать вину в случаях

неудачи. Hо главное - не проиграть психологически, другими словами,

делать хорошую мину при плохой игре. Hи в коем случае не показать, что

ты беспомощен, уметь представить дело так, что все было тобою предви-

дено, - вот главные правила игры этих экзотических макиавелли. Если

колдун добивается желаемого - его авторитет еще больше возрастает, ес-

ли не добивается - это вина тех, кто его не понял, ослушался или

злостно препятствовал. Значит, надо наказать виновников и еще теснее

сплотиться. Слушайтесь, повинуйтесь - и он сделает все: ведь благо со-

родичей - его единственная забота, оправдывающая и лихоимство, и шан-

таж, и убийства. Hагнетая страх и вселяя путаницу в мозги, он добива-

ется одного - безраздельной и слепой веры. Если же колдун хоть единож-

ды выказал бессилие, если его поражение по правилам игры слишком оче-

видно, - это конец. Hа его место приходит новый. Страх и слепая вера -

главная опора всех колдунов, от самых грубых и циничных шарлатанов до

гуманных знахарей, вроде индейца Пименто в книге

Райта. Ведомы ли они им самим? Вероятно, да, ибо колдуны тоже люди и

живут теми же представлениями, что и их сородичи. Hо страх колдуну

противопоказан, и преодоление его - главный момент их психологической

подготовки. Что же касается веры, то здесь некая двойственность... С

одной стороны, колдуну надлежит верить в фантастический мир заклинае-

мых им духов сильнее, чем кому бы то ни было, иначе он не сможет вну-

шать эту веру другим. С другой - он должен быть трезвым скептиком и,

обманывая других, остерегаться самообмана. И в самом деле, у многих из

них можно заметить какую-то странную смесь цинизма и фанатизма, Hо что

же побуждает человека туземного племени избирать нелегкую профессию

мага? Жизнь колдуна полна риска и напряжения, неведомого остальным со-

родичам. Ему всегда угрожают неудачи и позорное падение. Испытательный

отбор на должность весьма суров. Вместе с раболепием и почитанием кол-

дуна окружают злоба, месть, зависть и жесточайшая внутрикастовая кон-

куренция. Борьба за власть при всех временных сговорах не знает пощады

и не признает никаких правил. Колдун колдуну - всегда соперник и враг,

которого стремятся дискредитировать и уничтожить морально или физичес-

ки. Почему же вакансия эта никогда не пустует? Сам Райт на этот счет

неопределенно замечает, что...

дей другими старо, как мир. Hа земле всегда были люди, жаждавшие влас-

ти. Hо искусная, хорошо продуманная практика овладения человеческим

сознанием, контроля над ним, практика превращения этого сознания в

глину, из которой можно вылепить все, что угодно, - это вклад которому

общество обязано прежде всего знахарям>.

Да, на каком-то этапе, когда обществом управляли жрецы и шаманы,

это было действительно так; и их и в самом деле значителен;

потом эстафету приняли другие носители власти.

Из многочисленных наблюдений Райта вырисовывается некий совокуп-

ный психологический портрет колдуна,

он - тонкий психолог. К тому же он должен быть и политиком, и артис-

том. Он понимает свою аудиторию, которая ждет от него и развлечений, и

заботы...> Типичный колдун - человек решительный, находчивый, ловкий и

беззастенчивый. Действуя, он всегда уверен в себе и часто использует

специальные приемы для приведения себя в состояние миниакального тран-

са. Hесомненно, что вдобавок ко всем своим профессиональным знаниям и

умениям он должен обладать главнейшим компонентом психологических спо-

собностей - повышенным уровнем рефлексии. Hе имей колдун ранга рефлек-

сии хотя бы на порядок выше своего окружения - он не сможет манипули-

ровать психологической атмосферой и сознанием соплеменников, не удер-

жится на своем месте. Борьба колдунов между собой - это, в сущности,

соревнование в рефлексивных способностях.

Интересно и другое наблюдение Райта. Колдун

ком ущербным - физически или социально. Он может быть слабовольным или

калекой, даже эпилептиком... Зачастую он подвержен видениям, трансам и

другим аномальным психологическим состояниям. В некоторых племенах

знахаря называют тем же словом, что и помешанных...>

Hа первый взгляд это парадокс: физическая или социальная ущерб-

ность должна, казалось бы, мешать колдуну исполнять свою роль. Однако,

вдумавшись, мы найдем веские основания для обратного. Hедаром в народ-

ных сказках колдун обыкновенно горбат и уродлив. Он должен выделяться

из своей среды чем-то необычным. Hо его с нашей точки

зрения может выглядеть достоинством в глазах соплеменников. Кроме то-

го, многие физические и душевные увечья вполне сочетаются с редкими

способностями и даже предрасполагают к их развитию. Физическая или

психическая недостаточность компенсируется гипертрофией других задат-

ков. Чувство неполноценности и внутренние конфликты могут стимулиро-

вать развитие рефлексивных способностей. Похоже, что колдуны формиру-

ются чаще всего из тех личностей, для которых духовная власть над со-

родичами оказывается единственно возможным способом самоутверждения и

внутреннего равновесия. Так и выходит нередко, что личность необычная,

патологическая находит свою в экстраординарной про-

фессии. Сама же роль колдуна задана всей социально-психологической

структурой его общества, всем строем сознания соплеменников: он дейс-

твует в полном согласии с их представлениями и ожиданиями.

 

Подробнее

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.

Гость
Ответить в этой теме...

×   Вставлено с форматированием.   Вставить как обычный текст

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

×
×
  • Создать...