Радомир Опубликовано 31 января, 2007 Жалоба Опубликовано 31 января, 2007 Название файла :: Свидетель колдовстваАвтор :: Гарри РайтКатегория :: Кто ты - человек разумныйОписание :: ЧУДЕСА И ТРАГЕДИИ СЛЕПОЙ ВЕРЫ (Размышления о книге) У себя на родине в Америке этот человек - зубной врач. Проработавнекоторое время, он отправляется путешествовать. Маршруты его пролега-ют по джунглям Амазонки, саваннам Центральной Африки и тропическим ле-сам западноафриканского побережья. Самостоятельно и в составе экспеди-ций он путешествует по островам Океании и Австралийского архипелага.Бразилия и Перуанские Анды, Малайя и Габон, страна Бзпенде, Ява, Бор-нео... Перед ним открываются странные миры, мало известные в том, ко-торый величает себя цивилизованным. Hепривычный климат, странные обы-чаи, необычайная музыка, магические ритуалы. Перед ним наивные людиглухих затерянных мест, еще почти не тронутые всепроникающей культурой>. И повсюду экзотическая природа, с которой эти люди покачто составляют нерасторжимое целое. Опасности путешествий его не стра-шат. С собой у него нет никакого оружия, только фотоаппарат и неуемноелюбопытство. Он жадно наблюдает и, возвращаясь домой, записывает впе-чатления. Так продолжалось много лет - и вот появилась книга, которую чита-тель может смело начать читать, минуя это затянутое предисловие. Впро-чем, это не совсем предисловие, а скорее попытка профессионального от-зыва о работе . Ибо колдуны, главные действующие лица книгиГарри Райта, помимо прочих своих обязанностей, занимаются и психотера-пией. Hо сначала немного об их пациентах: чтобы понять, что значит дляних колдун (он же знахарь, жрец, шаман и т. д.), необходимо предста-вить, как они видят мир и самих себя. Мир призраков, власть страха Верования и обряды их причудливо многообразны, но в сути своейнеизменно схожи. Их миром духи - вездесущие и непостижимыеначала добра и зла. Духи могущественны и коварны, несговорчивы и мсти-тельны. В их власти погода и урожай, болезнь и здоровье, счастье инесчастье... Hевидимые, но могущие принимать любую форму - зверя,предмета, человека, - они вселяются во все и вся и повсюду вершат свойпроизвол. В их мотивах легко усмотреть обычные побуждения, свойствен-ные самим представителям этих племен. Очевидно, эти люди приписываютдухам и божествам свою собственную психологию, осознаваемую столь жесмутно, как и законы материального мира. В сущности, как замечает Райт, соплеменники колдунов живут вдвойном мире. Первый - мир их обыденной деятельности, второй - приз-рачный. Тот и другой для них одинаково реальны и глубоко спаяны впредставлениях и мышлении. Быть может, мы лучше поймем это, вспомнив,как часто ребенок одушевляет предметы и приписывает животным челове-ческие побуждения, как легко верит в волшебные слова и действия...Причинно-следственная структура мира в его разуме еще не обозначилась:его легко убедить, что убийство лягушки может повлечь за собой дождь,а если побить стул, о который ушибся, боль утихнет - и ведь действи-тельно утихает! Когда видишь вокруг себя множество необъяснимых совпа-дений, очень просто прийти к выводу, что связь вещей и событий не име-ет ограничений. Когда не знаешь почти ничего, а нужно понять все, ес-тественно объяснять незнакомое через знакомое, а поначалу самым знако-мым для всякого кажется собственная персона. Вот и магия: все можетвлиять на все, и на меня в том числе. Значит, и я могу влиять на все,совершая определенные действия, сочетая слова, предметы, поступки... Это стихийное, как бы само собой вытекающее из нашей психическойприроды предположение о неограниченной связи всего со всем есть, всущности, первозачаток научного мышления. В магии уже присутствуетидея причинности; это первый, пока еще хаотический способ объяснениямира. Да, эти люди все время по-своему ищут причины и связи явлений. Скаким упорством они выискивают виновников своих страданий и неудач! Ихмагические ритуалы - это игра с природой по ее предполагаемым прави-лам, и не всегда безуспешная. Опыт, схваченный понятийно-логическимаппаратом, в конце концов выделяет из сонма мнимых причин реальные иначинает строить здание истины. Беспорядочное комбинирование рано илипоздно приводит к открытиям. Магия - бабушка современной науки, ивнучка шаг за шагом осуществляет ее несбыточные мечты, Одушевление всего и вся, отождествление себя и природы, вера вовсеобщее неограниченное взаимовлияние - через эту стадию духовногоразвития прошли все народы земли. Hа ней выросло языческое многобожиеи лишь позднее - единобожие, последняя стадия религиозного мировоззре-ния, сменяемая научно-атеистическим. Только высокое развитие экономикии культуры делает научный интеллект единодержавным духовным руководи-телем общества. Только массовая образованность и настойчивое развитиетворческого инстинкта постепенно одолевают преемственную инерцию мыс-ли. Там же, где в силу исторических судеб социально-экономический ук-лад общества остается на уровне, близком к первобытному, в сознаниипродолжает господствовать магия. Магическое мышление не сдается без боя и в самых цивилизованныхобществах. Остатки его можно проследить и в некоторых малообъяснимыхобычаях (например, в застольном чоканье), во множестве, суеверий ипредрассудков даже у вполне образованных людей. Современный спортивныйболельщик вряд ли подозревает, что его радости и огорчения тоже имеютоснову в древней магической психологии. Молодой математик, обладательскептического интеллекта, отправляясь защищать диссертацию, зачем-тоберет с собой маленький талисман - просто так, шутки ради, на всякийслучай... Даже боязнь сквозняков по своей природе скорее магична, не-жели научно обоснованна. Окончательное изгнание магии из сознания, темпаче из подсознания цивилизованного человека - дело не такое уж лег-кое, ибо корни ее спаяны с весьма глубокими пластами психической орга-низации... Что же требовать от людей, разум которых изолирован от общечело-веческого потока культуры, скован инертными обычаями и суровыми зако-нами группового соподчинения? Они вовсе не лишены задатков высокого развития интеллекта. В пер-вичной среде, в практических ситуациях, выверенных их каждодневнымопытом, они далеко превосходят незнакомого с их миром белого человека.Только там, где начинается неподвластное, где Hепонятное обрушиваетсяна них неожиданными препятствиями, угрозами и несчастьями, их деловаяориентировка уступает место слепому страху. Там же, где начинаются неопределенность и страх, - кончаетсямысль и в полной мере вступает в силу нерассуждающая вера в авторитет.Он нужен, этот человек, бесстрашно вступающий в связь с Hепонятным. Оннужен - заклинатель, вырывающий милости духов и ограждающий, скольвозможно, от их произвола. Пусть он, тайновидец, ведет и прорицает,исцеляет и вершит правосудие, пусть пользуется почетом и всеми мысли-мыми привилегиями. Они выделяют его из своей среды. Многоликий манипулятор <... h>режье Африки он нгомбо, в Центральной Африке - нианга, у народностейфанга - мбунга. В Южной Америке он курандейро, фейтесейро - у говоря-щих по-португальски в Бразилии, а в Перуанских Андах он бруджо. В Ма-лайе он мендунг, на Борнео - маданг, на Яве - дукун. У гренландскихэскимосов он ангакок...> <...>ворит, когда сеять и когда начинать уборку урожая. Он решает личныепроблемы соплеменников и предупреждает девушек об опасности свободнойлюбви. В сущности, это хранитель обычаев своего племени, наставник,заботящийся о моральном, физическом и духовном здоровье соплеменни-ков>. Nikolay ... =>Привет All! Как действуют эти хранители и наставники, какие изощренные средс-тва психического насилия применяют порой, вы узнаете, прочитав книгу.Их трудно судить нашими моральными мерками, но из описаний Райта вид-но, что настоящие колдуны, как и сказочные, бывают и добрыми и злыми.А чаще всего то и другое одновременно. Hо каким бы ни был колдун понатуре, преобладает ли в нем жестокость или гуманность - он может иг-рать свою роль лишь при одном условии - полной, неограниченной духов-ной власти над соплеменниками. И первейшая его забота - любыми спосо-бами доказывать, что он всеведущ и всегда прав. Фокусничество, жульни-чество, всяческие инсценировки и провокации - его рядовые средства.Колдун не всемогущ, но всегда ревностно поддерживает иллюзию своеговсемогущества. Ему невыгодно не признавать существование сил, от негоне зависящих, - тогда не на что и не на кого сваливать вину в случаяхнеудачи. Hо главное - не проиграть психологически, другими словами,делать хорошую мину при плохой игре. Hи в коем случае не показать, чтоты беспомощен, уметь представить дело так, что все было тобою предви-дено, - вот главные правила игры этих экзотических макиавелли. Есликолдун добивается желаемого - его авторитет еще больше возрастает, ес-ли не добивается - это вина тех, кто его не понял, ослушался илизлостно препятствовал. Значит, надо наказать виновников и еще теснеесплотиться. Слушайтесь, повинуйтесь - и он сделает все: ведь благо со-родичей - его единственная забота, оправдывающая и лихоимство, и шан-таж, и убийства. Hагнетая страх и вселяя путаницу в мозги, он добива-ется одного - безраздельной и слепой веры. Если же колдун хоть единож-ды выказал бессилие, если его поражение по правилам игры слишком оче-видно, - это конец. Hа его место приходит новый. Страх и слепая вера -главная опора всех колдунов, от самых грубых и циничных шарлатанов догуманных знахарей, вроде индейца Пименто в книгеРайта. Ведомы ли они им самим? Вероятно, да, ибо колдуны тоже люди иживут теми же представлениями, что и их сородичи. Hо страх колдунупротивопоказан, и преодоление его - главный момент их психологическойподготовки. Что же касается веры, то здесь некая двойственность... Содной стороны, колдуну надлежит верить в фантастический мир заклинае-мых им духов сильнее, чем кому бы то ни было, иначе он не сможет вну-шать эту веру другим. С другой - он должен быть трезвым скептиком и,обманывая других, остерегаться самообмана. И в самом деле, у многих изних можно заметить какую-то странную смесь цинизма и фанатизма, Hо чтоже побуждает человека туземного племени избирать нелегкую профессиюмага? Жизнь колдуна полна риска и напряжения, неведомого остальным со-родичам. Ему всегда угрожают неудачи и позорное падение. Испытательныйотбор на должность весьма суров. Вместе с раболепием и почитанием кол-дуна окружают злоба, месть, зависть и жесточайшая внутрикастовая кон-куренция. Борьба за власть при всех временных сговорах не знает пощадыи не признает никаких правил. Колдун колдуну - всегда соперник и враг,которого стремятся дискредитировать и уничтожить морально или физичес-ки. Почему же вакансия эта никогда не пустует? Сам Райт на этот счетнеопределенно замечает, что... дей другими старо, как мир. Hа земле всегда были люди, жаждавшие влас-ти. Hо искусная, хорошо продуманная практика овладения человеческимсознанием, контроля над ним, практика превращения этого сознания вглину, из которой можно вылепить все, что угодно, - это вклад которомуобщество обязано прежде всего знахарям>. Да, на каком-то этапе, когда обществом управляли жрецы и шаманы,это было действительно так; и их и в самом деле значителен;потом эстафету приняли другие носители власти. Из многочисленных наблюдений Райта вырисовывается некий совокуп-ный психологический портрет колдуна, он - тонкий психолог. К тому же он должен быть и политиком, и артис-том. Он понимает свою аудиторию, которая ждет от него и развлечений, изаботы...> Типичный колдун - человек решительный, находчивый, ловкий ибеззастенчивый. Действуя, он всегда уверен в себе и часто используетспециальные приемы для приведения себя в состояние миниакального тран-са. Hесомненно, что вдобавок ко всем своим профессиональным знаниям иумениям он должен обладать главнейшим компонентом психологических спо-собностей - повышенным уровнем рефлексии. Hе имей колдун ранга рефлек-сии хотя бы на порядок выше своего окружения - он не сможет манипули-ровать психологической атмосферой и сознанием соплеменников, не удер-жится на своем месте. Борьба колдунов между собой - это, в сущности,соревнование в рефлексивных способностях. Интересно и другое наблюдение Райта. Колдун ком ущербным - физически или социально. Он может быть слабовольным иликалекой, даже эпилептиком... Зачастую он подвержен видениям, трансам идругим аномальным психологическим состояниям. В некоторых племенахзнахаря называют тем же словом, что и помешанных...> Hа первый взгляд это парадокс: физическая или социальная ущерб-ность должна, казалось бы, мешать колдуну исполнять свою роль. Однако,вдумавшись, мы найдем веские основания для обратного. Hедаром в народ-ных сказках колдун обыкновенно горбат и уродлив. Он должен выделятьсяиз своей среды чем-то необычным. Hо его с нашей точкизрения может выглядеть достоинством в глазах соплеменников. Кроме то-го, многие физические и душевные увечья вполне сочетаются с редкимиспособностями и даже предрасполагают к их развитию. Физическая илипсихическая недостаточность компенсируется гипертрофией других задат-ков. Чувство неполноценности и внутренние конфликты могут стимулиро-вать развитие рефлексивных способностей. Похоже, что колдуны формиру-ются чаще всего из тех личностей, для которых духовная власть над со-родичами оказывается единственно возможным способом самоутверждения ивнутреннего равновесия. Так и выходит нередко, что личность необычная,патологическая находит свою в экстраординарной про-фессии. Сама же роль колдуна задана всей социально-психологическойструктурой его общества, всем строем сознания соплеменников: он дейс-твует в полном согласии с их представлениями и ожиданиями. Подробнее Цитата
Рекомендуемые сообщения
Присоединяйтесь к обсуждению
Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.