Радомир Опубликовано 31 января, 2007 Жалоба Опубликовано 31 января, 2007 Название файла :: Владимир Шемшук - Нообиоценоз или касание сварогаАвтор :: РадомирКатегория :: Народные традицииОписание Этика и жизнь Для создания живого эгрегора, необходимо, чтобы в нём сформировалось как и в живом ор-ганизме 12 жизненно-важных систем, к которым относятся опорновигательная, пищеварительная, покровная, выделительная, нервная, эндокринная, кровеносная, органы чувств, дыхательная и поло-вая. Каждой из этих систем должен соответствовать свой бог Пантеона, иначе целостного организма не получится. Продолжая традиции органической школы в социологии, основанной английским философом Гербертом Спенсером, мы будем часто прибегать к сравнению организма и общества и делать между ними прямые аналогии. Многие из открытых человечеством моральных принципов, объединённых в рамках Живой Этики, отчётливо соответствуют устанавливаемым современной наукой признакам организации жи-вой материи. Перечислим главные признаки жизни (таблица 1).Согласно теории систем, семи вышеперечисленных параметров вполне достаточно, чтобы система стала стабильной и могла существовать самостоятельно. Если общество, построенное на неформальных отношениях в основе которых лежит мораль, так или иначе имеет обратные связи и потому живо, то государство, строящееся на формальных связях, обратных связей почти не имеет, а поэтому, как правило, мертво. Моральные принципы, превращающие государство из аморфной массы в живой организм, присущи общинному образу жизни. Россия была его последним оплотом. Здесь он был окончательно разрушен в этом столетии. Оживить, значит одухотворить. Духом государства может стать Живая Этика, которая помогает нам восстановить частично утраченную общинную мораль, являющуюся частью ведической культуры. Носителями этой культуры были арии, славяне и другие народы, со-ставляющие сегодня индоевропейскую языковую семью. Эта культура за тысячелетия неоднократно изменялась преобразовывалась, поэтому от неё остались вкрапления, бисером рассыпанные по тер-ритории Европы и Азии, кто остался ей верен, сегодня достиг небывалых высот своего развития. Из всех моральных принципов, данных Живой Этикой, мы отобрали лишь те, которые соот-ветствуют перечисленным признакам жизни, которые оказываются соответствуют врождённым об-щинным качествам человека. 1. Если все люди станут терпимыми друг к другу, то общество обретёт один из главных при-знаков жизни - "целостность". Терпимость есть условие для взаимопонимания. Мы знаем, "какая проявится созидательная сила, если соединить сердца в хоровод согласия". Нетерпимость и агрес-сивность исторически вели к изоляции людей друг от друга с образованием новых народностей и языков. Так, боруссы, пруссы, этруски, отколовшиеся от славян, уже давно перестали существовать. Нетерпимость разлагает общество на всё более мелкие части, разложение идёт до тех пор, пока эти части окончательно не исчезнут. Терпимость же ведёт к интеграции и придаёт государству признак целостности. Терпимость - это качество сильных и оно является мерой духовности, потому что бла-годаря ему можно овладеть всеми другими принципами. 2. Другой важный признак жизни - "развитие". Оно может осуществляться, если люди ува-жают и ценят друг друга. До сих пор развитие наук, религий, искусств и ремёсел определялось отношением к ним пра-вителей и власть имущих. В древних Персии и Греции правители высоко ценили риторику, филосо-фию и искусства, благодаря чему они достигли там невиданного расцвета. Почему Германия дала миру наибольшее количество философов по сравнению с другими странами? Ведь философов всегда было много во все времена и у всех народов, но в Германии, частично перенявшей римские тради-ции, к ним было лучшее отношение, которое позволяло им самореализоваться, чего не было в других странах. Конечно, мы прекрасно понимаем, что любое постановление или закон сами по себе не сде-лают человека терпимым и не заставят его уважать других людей. Но, как утверждал Н.Г.Чернышевский в своей теории "разумного эгоизма", если в обществе существуют условия, в ко-торых человеку выгодно быть честным (или терпимым, или иметь своё достоинство и уважать честь и достоинство других), то он будет таковым сначала по необходимости, а потом и по сути. 3. Если сила народного убеждения и его устремлённость передаются следующим поколени-ям, т. е. осуществляется преемственность, то появляется третий важный признак жизни - "наследст-венность". Нарушение этого принципа нациями и государствами грозит им гибелью, потому что подрубаются корни древа эволюции. Древо, объединяющее эпохи и питающее своими корнями со-временную цивилизацию, живо лишь в том случае, если народ чтит свою историю и предков. Наро-ды и целые нации канули в небытие только потому, что забыли свои истоки. Древние цивилизации Месопотамии и Египта исчезли с лица Земли сразу после того, как, поменяв свои религиозные убеж-дения, поспешили забыть свою историю. Не меньшая опасность кроется в искажении и фальсифика-ции истории. Историки, которые этим занимаются, не понимают, что они лишают своих соотечест-венников будущего и обрекают их на вымирание. Наибольшая сила преемственности возникает, если люди обладают качеством приятия ин-формации, т.е. принимая её без оценки такой, какая она есть. Приять – значит познать. Этим качест-вом обладают дети, но с годами оно, как правило, утрачивается. 4. Законы государства должны содержать в себе принцип соответствия, который входил еще в кодекс древнеримского императора Юстиниана, правда, назывался он несколько иначе: "Каждому отдать должное". Благодаря этому принципу в обществе возникают обратные связи, которые приво-дят к такому важному признаку жизни, как "раздражимость" Но не спутаем его с раздражением, ко-торое ведёт только к "обессиливанию" человека. Раздражимость - способность реагировать на изме-нения окружающей среды. Принцип соответствия означает, что на каждом, кто принимает законы, будет лежать ответ-ственность за все их негативные последствия, тогда потомкам не за что будет винить своих предков. Для того, чтобы в государстве воцарилась гармония, необходимо так или иначе компенсиро-вать всё совершённое в обществе зло, а это возможно только при неукоснительном выполнении принципа соответствия. 5. Признаку "самоорганизации" в Живой Этике соответствует принцип сотрудничества (принцип, характерный для любой общинной морали и наиболее сохранившийся у кавказских и сла-вянских народов). "Можно делать изумительные наблюдения, собирая в группы согласованные соз-нания", - читаем в "Сердце", одной из книг Живой Этики. Высокое качество сотрудничества придаёт жизненность и одухотворённость обществу, что способствует расцвету личности. 6. В Живой Этике большое внимание уделяется принципу соизмеримости. "Обычно люди страдают от своей несоизмеримости... Утрата соизмеримости есть потеря пути". Структурное гармо-ничное соотношение частей сохраняет постоянство. Иначе говоря, соизмеримости соответствует та-кой жизненный принцип, как "гомеостаз". Смысл и цель управления государством и обществом - сохранять, а не разрушать. Изменение в обществе нужно ради сохранения постоянства благосостояния, прав и здоровья народа, и никакие нововведения не должны изменять их. Наиболее сильно принцип соизмеримости проявлялся у древних греков в дошедшем до нас известном гиппократовском изречении: "Не навреди". В Евангелии есть очень похожий принцип, известный как золотое правило этики: "Не делай другим того, чего не хочешь, чтобы тебе делали". Более современная его трактовка: "Не делай другим того, чего они не хотят, чтобы им делали". При-ведённые примеры раскрывают суть соизмеримости. 7. Самый тонкий признак жизни - "изменчивость". Он трудно достижим в обществе, потому что от каждого требует индивидуального открытия сознания, которое может привести к смене на-учной или социальной парадигмы и, возможно, даже к созданию общества с открытой структурой. Это новое общество будет основываться не на злобе разрушения, а на понимании законов эволюции. Изменчивость не должна ухудшать гомеостаз в обществе, а наоборот, должна улучшать его параметры. Соответствие моральных принципов признакам жизни представлено в таблице 2.Подведем итог сказанному: претворение перечисленных семи принципов морали в жизнь и трансформация их в законы государства оживит и одухотворит государство, а это неизбежно приве-дёт к расцвету личности и общества. Перечисленные здесь семь моральных принципов - это не изобретение Живой Этики, а дос-тояние человечества, прежде всего народов, прошедших через Общину, а потом и тех народов, кото-рые в разные периоды абсолютизировали тот или иной принцип. Например, принципы терпимости и приятия (в виде "возлюби ближнего") провозглашались многими религиями, в том числе и хри-стианством. Принципы уважения и сотрудничества до сих пор существуют в международном пра-ве. Открытость сознания была провозглашена буддизмом. Принципы соизмеримости и соответствия были достоянием греков и римлян. Все семь принципов, как и десятки других, здесь не обозначен-ных, были объединены в рамках учения Живой Этики и должны лечь в основу всех политических партий и государств, поскольку, во-первых, способствуют выживанию общества в экстремальных условиях, а во-вторых, являются источником внутренней силы и всех эволюционных преобразований человека. Право - это совокупность правил поведения (норм), устанавливаемых государством, соблю-дение которых обеспечивается силой государства, в то время как соблюдение общественной морали, по которой живут люди, обеспечивается общественным мнением. Попытки создания этического (правового) государства, начиная с Греции, происходили в истории неоднократно: христианские государства, пытающиеся жить по 10 заповедям, исламские, жившие по законам Шариата и даже марксистские, провозгласившие воспитание нового человека. Но все их можно считать неудавшимися, потому что они закладывали в основу государства мораль-ные нормы, которые в отличие от моральных принципов не соответствуют признакам жизни, а по-этому не могут в полной мере обеспечить человеку соблюдение всех его прав и свобод. Все попытки в истории создать этическое, справедливое общество, основанное на моральных нормах (а не прин-ципах), были обречены на провал. Именно принципы, которые позволяют конструировать бесконеч-ное число моральных норм, должны лечь в основу государства. Как уже указывалось, принципов должно быть как минимум семь и ни один из них нельзя нарушать, поскольку одновременно нарушаются все остальные. Меньшее число принципов не спо-собно оживить государство, потому что в нём не будет сохраняться постоянство прав и благосостоя-ние народа (гомеостаза). Действительно, если организм лишить какого-то из семи признаков жизни, разве он останется после этого живым? В основу государства надо закладывать, как минимум, семь ненарушаемых этических принципов. Тогда необходимость в интригах, как в единственном на сего-дня эффективном способе управления, отпала бы сама собой. Ожившее государство, станет одухо-творённым, когда в качестве духа в нём будет присутствовать Этика. В настоящее время успех демократического правления имеет место только в тех странах, где законы государства и конституция хоть немного соответствуют этическим принципам и написаны не для сиюминутной выгоды, не для достижения личных интересов власть предержащих и даже не для сегодняшних требований народа, а в интересах будущего общества и требований социальной эволю-ции. В мире нет ни одной страны (за исключением, пожалуй, Индии), где демократия установилась бы с первого раза, без кровавых революций и военных переворотов, без многолетних гражданских войн и приходящих на смену демократиям диктатур. Например, в латиноамериканских странах по-пытки ввести демократическое правление начали осуществляться с прошлого века и в некоторых странах продолжают безрезультатно совершаться до сих пор. Даже государства с устоявшимися де-мократическими традициями не избежали кровавых событий, причём попытки демократического переустройства общества проявились в них значительно раньше, чем в латиноамериканских странах. России не избежать кровавых событий, если сегодняшние и завтрашние правительства не обратят должного внимания на этические принципы в политике. В них заложена гарантия стабиль-ности и процветания общества. Этика и законы природы Перечисленные моральные принципы соответствуют не только признакам жизни, но так же конкретным явлениям и законам природы. Например, принцип терпимости проявляется в природе в суперпозиции полей. Моральный принцип соответствия, приводящий в обществе к обратным связям и явлению раздражимости у организмов, соотносится с существующим в природе законом, откры-тым И.Ньютоном: "Действие вызывает равное противодействие". Принципу преемственности (при-ятию) соответствует явление комплиментарности, благодаря которому в живой природе осуществля-ется передача признаков по наследству. "Развитие" как признак жизни, которому соответствует эти-ческий принцип уважения, имеет ещё и общеприродное значение и описывается пятью известными законами развития (диалектики) Гегеля: становления, переход количества в качество, отрицания от-рицаний, всеобщей связи, борьбы и единства противоположностей. На уровне кристаллов и в строения планет мы сталкиваемся с упорядочением, с одной из характе-ристик самоорганизации. В более явном виде явления самоорганизации проявляются в открытых системах, при подводе к ним энергии, когда устанавливается динамическое равновесие. Эти процес-сы описываются законами синергетики - науки о самоорганизации в природе. В обществе явление самоорганизации возникает при стремлении людей к сотрудничеству. Если такого стремления нет, то никакой новой, более сложной, системы не возникает. Гомеостаз, с которым соотносится моральный принцип соизмеримости, возникает в живых организмах вследствие проявления в природе принципа Ле Шателье: "Внешнее воздействие, выво-дящее систему из термодинамического равновесия, вызывает в ней процессы, стремящиеся ослабить результаты этого воздействия". К этическому принципу открытости относится один из движущих факторов эволюции (одно-временно являющийся признаком жизни) - "изменчивость", который, кроме биологического, имеет и общеприродное значение. "В природе всё изменяется, кроме закона изменений, нельзя в одну и ту же реку войти дважды", - так говорил древнегреческий философ Гераклит. Каждому названному принципу морали соответствует конкретное явление в природе, кото-рые сведены в таблицу 3.Законы природы независимы от нас, однако в обществе люди их устанавливают сами. Если новые законы общества не имеют аналогов в природе, то такое общество будет разрушено придуманными законами и отторгнуто природой с тела планеты как инородное тело. Но если общественные законы будут соответствовать природным, то люди невольно могут воздействовать и положительно изменять взаимодействия в природе. Так, животные, живущие рядом с человеком, вследствие индукции (и подражания) изменяют своё поведение. Современник И.В.Мичурина американский естествоиспытатель Д.Батлер, уговари-вая растения измениться, вызывал у них устойчивые мутации. Поэтому, зная условия передачи чело-веческих взаимоотношений на взаимодействия животных, можно целенаправленно управлять эво-люцией биосферы. О влиянии общественных процессов на явления природы говорили многие древние филосо-фы и выдающиеся деятели М.Ганди, Н.К.Рерих. Когда в Китае началась гражданская война, М.Ганди предсказал землетрясение, что и случилось. Землетрясениям в Степанакерте и Ленинакане предшествовали кровавые события в Нагорном Карабахе, эту статистику можно продолжить. Воз-действия общественных негативных процессов просматриваются не только в случаях землетрясений, но и в других природных катастрофах. Гармония в природе воцарится, когда само общество достигнет Гармонии. А к ней можно прийти только через этические принципы, которые соответствуют законам природы. Этика и общность Феномен общества стал возможным благодаря общности. Общность... Человек зачастую не подозревает насколько она важна. Лишь в одиночестве приходит понимание, что всё достигнутое и приобретённое, оказывается ненужным. Делалось всё это как бы для себя, но на самом деле служило для привлечения внимания и уважения других. Ощутив счастье общности, человек долго живёт этим впечатлением, а когда общность теряется, питает надежду обрести её вновь. Часто, утратив понима-ние себя другими, т.е. фактически потеряв общность и свою нужность, человек боится признаться себе в этом, ведь это означает признать бессмысленность своего существования. В этом состоянии он пытается обмануть себя, поддерживая в себе иллюзию общности, стремясь получить различные при-вилегии, регалия, чины, звания, сделать всевозможные приобретения, и не замечает, что чем больше их у него, тем более он одинок. Ему приходится усиленно имитировать иллюзию общности, окружая себя подобными же себе, стремящимися, по выражению замечательного русского педагога К.Д.Ушинского, к верхам, потолкам, орденам, чинам. Но лиши его этих "достижений" и человек уз-нает, что без них он своему окружению не нужен - его приобретения подменяли ему общность. Ока-завшихся рядом тянуло к его возможностям, а не к нему самому, и они были такими же несчастны-ми, как и он сам, хотя и не осознавали своего несчастья. У людей, с которыми психологически тепло и комфортно, как правило, нет ни званий, ни регалий, ни приобретений. С человеком просто хоро-шо, потому что он - Человек, которым сделали его моральные принципы. Низкий уровень морали разлагает общность. Людям нужно уважение, а не слава, но, не на-ходя его у окружающих, они начинают стремиться к славе. Людям не нужны ни власть, ни деньги, а необходима лишь возможность удовлетворения своих желаний. Не осуществив её в обществе, они начинают "работать локтями", чтобы достичь власти и денег только для удовлетворения своих по-требностей. Древние понимали значение общности. Так, у славян общность проявлялась в культе древне-славянской богине Тани, исчезнувшем на заре первого тысячелетия нашей эры. Суть его заключалась в том, что человеку желали того, чего он хотел бы пожелать себе сам. Это относилось к его качест-вам, изъявлениям, целям, желаниям. Считалось, что благодаря таким пожеланиям человек неизбежно достигнет успеха. Остатки этих верований сохранились у славянских и сосуществующих с ними на-родностей в традиции тостов за праздничным столом, пожеланий друг другу приятного и важного. Не только труд создал человека, как считал Энгельс, не меньшую роль в этом сыграла общ-ность. Эволюция и рост общности привели к превращению стада - в племя, племени - в общину, об-щины - в государство. Дальнейшее развитие общности превратит государство в живой организм. Благодаря общности возникли труд, речь, язык, современное мышление и общинные моральные ка-чества, ставшие ныне врождёнными. Общность ускорила эволюцию человека вследствие появив-шейся возможности обмениваться опытом. Общность усложняет отношения, и чем они сложней, тем более развиты люди. Углубление общности приведёт ко многим ещё не проявленным качествам в творчестве, сенситивности, мастерстве. Мы уже говорили, как важны у в а ж е н и е и с о т р у д н и ч е с т в о, ибо только тогда открывается истинная цель общения - взаимное раскрытие. Общность даёт возможность формировать живые коллективы, способные совместно жить, трудиться и разви-ваться. Живая Этика, обращаясь к глубинам духовного мира человека, где идёт формирование наше-го "Я", через т е р п и м о с т ь и п р и я т и е расширяет диапазон восприятия мира. А через ос-тальные моральные принципы обучает человека оперировать алгоритмами мышления, конструируя из них различные формы мышления, возникающие адекватно ситуации. Человек за свою жизнь ов-ладевает одним видом мышления, в лучшем случае, двумя-тремя. Но их многообразие бесконечно. И мало кто знает, что операции над алгоритмами мышления совершают этические принципы, которые способны сделать наше "Я" бесконечно разнообразным. Они могут повысить наш духовный уровень и устранить разорванность познания. Тогда для нас не останется противоречий между наукой и ре-лигией, психофизикой и искусством. "Если наука преподносит достоверные знания,- читаем в "Об-щине",- то учение (Живой Этики) и есть наука." Результатом этого синтеза явится целостность на-шего "Я", целостность восприятия и полнота жизни. Благосостояние народа, оптимальное устройство общества и будущее страны определяются существующим уровнем общности, развитию которого должна способствовать система воспитания и образования. Не будет общности - не будет ничего. Человек, обретая общность, становится сотрудником Общины, независимо от того, где он живёт и кем работает. В современном обществе достаточно препятствий к достижению общности. Главное из них - разделение по специальностям, следствием чего является дифференциация людей на сословия и имущественное неравенство. Мы так к этому привыкли, что не можем увидеть всех ужасных послед-ствий специализации: несбывшиеся надежды, неосуществлённые мечты, неудовлетворённые жела-ния, уязвлённое самолюбие, бесцельность существования, растраченные понапрасну силы, сделки с совестью, неблаговидные поступки - всё это последствия дифференциации труда, которая изменила мораль не в лучшую сторону. Дифференциация труда сделала человека зависимым от общества и полностью управляемым другими. В этом состоянии человек легко усваивает мысль о своей неполноценности и превосходст-ве над ним представителей других профессий. К сожалению, современное искусство и пропаганда делают всё, чтобы поддерживать эту иллюзию. Как же человек может управлять собой и быть само-стоятельным творцом, если им управляют другие? Доказано, что вымирание биологических видов происходит из-за чрезмерной специализации целого организма или крайней дифференциации какого-либо органа. Так, некоторые виды рыб, при-способившиеся к воде определённого химического состава, погибают при его изменении. Крайняя дифференциация органов приводит к потере регенерации и к невозможности адаптироваться к но-вым условиям среды. Поэтому прогрессом можно признать только универсальную форму дифферен-циации, т.е. когда ткани, клетки и вообще элементы биосистемы взаимопревращаемы. Эта способ-ность сохраняется у организмов с малой степенью дифференциации. Как только общество сворачивает на путь дифференциации, оно обрекает себя на гибель. Ес-ли бы ремесленничество не стало дробиться на ещё меньшие специальности, а происходила бы большая интеграция ремёсел, то феодализм превратился бы не в капитализм, а в универсальное об-щество, состоящее из развитых людей. Таким образом, возможность пойти по интеграционному пути в ХIV веке была упущена, и ни Макиавелли, ни Монтень не удержали Европу от неверного шага. Хо-тя первого можноупрекать только за то, что он не додумался до этого, а Монтень знал и чувствовал, но не остановил людей категорично и убедительно. Универсальные люди всегда значительно мягче, поэтому многих конфликтов и войн на Земле могло бы не произойти, если бы цивилизация пошла по пути универса-лизации. Дифференциация является причиной гибели многих народов и государств. Империя Маке-донского, владения Ватикана и т.д. исчезли после того, как общество дифференцировалось на сосло-вия. Если сравнивать законы Солона в Афинах (при которых, собственно, и произошёл наибольший расцвет Афинского государства) и законы Ликурга в Спарте, то увидим, что в Спарте дифференциа-ция людей на сословия ограничивалась и запрещалась, а законы Солона эту дифференциацию, на-против, поощряли. В результате Афины существовали недолго, но оставили миру прекрасные памят-ники архитектуры и искусства. Спарта же существовала очень долго, но, кроме героической истории, от неё ничего не осталось. Как сочетать оба эти пути таким образом, чтобы были и расцвет культуры, и бесконечно дол-гое существование? Равенство противоположно дифференциации. Многие выдающиеся лидеры понимали, что только благодаря равенству можно создать устойчивое сильное государство. Но равенство ни иму-щества и прав, а равенство возможностей. Так, в государстве инков, где все получали со складов бес-платно и поровну, люди не могли иметь даже дополнительной одежды. Та же картина наблюдалась в средние века в Южно-американском государстве, созданном христианскими монахами-иезуитами: где даже подъём и отбой, употребление пищи и справление иных надобностей по всей стране проис-ходили в одно время. Такие же стремления были у братьев Гая и Тиберия Гракхов в Древнем Риме в их "республике равных", просуществовавшей несколько дней. Несмотря на свою военную силу, та-кие государства, тем не менее, отставали в своём интеллектуальном и духовном развитии от тех, где процесс дифференциации ничем не сдерживался. В итоге это отставание сказывалось на военной си-ле, и они становились добычей более развитых соседей, а если нет, то равенство всё равно наруша-лось. Абсолютного равенства достичь нельзя, уже хотя бы потому что даже при равном распределе-нии оно уже нарушается, так как все люди работают неодинаково. Говорить можно лишь о равенстве возможностей. Подробнее Цитата
Рекомендуемые сообщения
Присоединяйтесь к обсуждению
Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.