Радомир Опубликовано 25 января, 2007 Жалоба Опубликовано 25 января, 2007 Название файла :: Тайны археологииАвтор :: РадомирКатегория :: Загадки ушедших цивилизацийОписание Летом прошлого года я присутствовал при закладке нового сруба вдеревне. В восточном углу дома будущий хозяин вырыл ямку и бросилгорсть монет. - Зачем? - спросил я. - Так положено, - ответили мне. Кем? Когда? Почему? - ответить никто не мог. Положено - и все. Пришлось выяснять это самостоятельно. Правда, раскапываядревнегреческие города, я уже сталкивался'с чемто подобным: находкамимонет в фундаментах. Тогда это объяснялось просто: на счастье. Чтобыдом стоял на деньгах. Но все оказалось гораздо сложнее и куда какдревнее денег. Еще один из первых и виднейших археологов СССР, автор учебника поархеологии, А. Арциховский писал: "Неизвестно, чем вызваны погребения,встречаемые в мустьерских стоянках разных стран: страхом передмертвым, заботой о нем или просто желанием уберечь покойника отзверей. Во всяком случае эти погребения дали нам основнойантропологический материал по неандертальскому человеку".Несуразностей тут две. 1. В пещерах или на стоянках жили тысячи лет и тысячи поколений, анаходят один, два, три костяка; за что такой почет и куда делисьостальные? 2. Почему большинство похороненных - дети или подростки (мальчик изТешик-Таш,. кие дети и т.д.), за что им такой почет? , как ни странно, дали не археологи первобытного общества, а современные этнографы и историки культуры. Именно онинаткнулись и заинтересовались древней и жестокой тюрингской легендой.Чтобы сделать замок Либенштейн неприступным, за большие деньги купилиребенка и решили замуровать в стену. Пока каменщики делали свое дело,ребенок сидел в нише и ел пирог. Иногда он кричал находившейся рядомматери: "Мама, мне тебя видно... Мама, мне все еще тебя видно... Мама,я вижу тебя в щелочку... Мама, а теперь я ничего не вижу". Вскоре выяснилось, что подобные обряды были не только у немцев, а увсех народов Европы без исключения. Стены Копенгагена, например,несколько раз обрушивались, пока строители не прибегли к радикальномусредству: взяли невинную голодную девочку и посадили за стол сигрушками и кушаньями. Пока девочка насыщалась и играла, двенадцать(сакральное число?) рабочих сложили свод. Затем во все времявозведения стен около склепа играла музыка, чтобы заглушить воплинесчастной. В итальянских преданиях можно найти историю о мосте черезреку Арту, который все время обрушивался, пока в него не заложили женустроителя. Мост стоит, но его периодически трясет от рыданий ипроклятий несчастной женщины. В Шотландии вам и сейчас расскажут, что древние пикты орошаличеловеческой кровью закладку всех своих построек. В Англии помнят оВортингерне, который не мог закончить башню, пока не пролил нафундамент кровь ребенка, рожденного матерью без отца. Даже святаяКолумба зарыла святого Орана живым в основание своего монастыря, чтобыумилостивить духов земли, которые злокозненно разрушали ночьюпостроенное за день. Ничем не отличались и славяне. В Сербии три брата решили построитькрепость Скадру, но злая вила-русалка год за годом разрушала то, чтовозводили, триста каменщиков. Пришлось умилостивить злодейкучеловеческой твой. Решили, что ею станет жена того брата, которая первой принесетрабочим пищу. Братья поклялись хранить решение в тайне, но двоестарших предупредили жен, и, когда жена младшего пришла на стройку, еетут же замуровали в стену. Правда, женщина умолила оставить небольшоеотверстие, через которое она могла бы выкормить грудью недавнородившегося ребенка. До сих пор сербские женщины приходят к источнику,который течет по тенам крепости и имеет цвет молока из-за примесиизвести. Славянские князья, приступая к закладке детинца и соблюдая обычай,посылали дружинников на дорогу с приказом схватить первого ребенка,который им попадется. Судьба ребенка очевидна, как очевидно второеназвание русских кремлей. В 1463 году крестьяне, обитавшие по реке Ногат (Польша), решилипоправить плотину. "Знающие" люди посоветовали им бросить тудакакого-нибудь человека, чтобы плотина была крепче. Крестьяне так исделали: напоили нищего и закопали живым. Обычай этот оказался столь живучим в Европе, что даже в 1843 годужители германского Галле предлагали в основание нового моста заложитьребенка. Этого, однако, не сделали, посчитав варварством. Не стоит думать, что обычай закладки жертв для прочности фундамента(особенно культовых зданий) характерен только для Европы. Его нетруднопроследить по всему миру. В Японии еще в семнадцатом веке существовало поверье, что стена,возведенная над добровольной человеческой жертвой, предохранит будущиххозяев от несчастий. Для этого отыскивали самого несчастногоневольника; коРЬШ смерть предпочитал жизни, и заваливали его камми вфундаменте. В Полинезии от миссионеров не скрыи тот Факт, что опорнаяколонна храма Мавы воздвигнаД телом человеческой жертвы. Другойник был очевидцем того, как при сооружении Большого дома на островеБорнео вырыли яму для центрального столба и туда опустилидевушку-невольницу. Сам столб висел над ямой; когда веревкиперерезали, столб раздавил девушку. В Бирме миссионер Мэсон слышал оточевидцев, что при строительстве новых ворот в городе Тавойя в каждуюяму бросили по преступнику, желая умилостивить демона. В Мандалайеутопили королеву в Бирманском рву, чтобы сделать город неприступным.Радже Сала-Бину никак не удавалось построить крепость в Пенджабе,юго-западный угол все время разрушался. Тогда раджу убедили, чтоединственный выход - это пролить кровь единственного сына. Такогоотыскали у какой-то вдовы и убили. Дж. Фрэзер приводит историю беглогоматроса Джона Джэксона, который два года жил среди дикарей островаФиджи. "Во время его пребывания на острове туземцы стали перестраиватьдом местного вождя племени. Однажды, находясь близ места постройки,Джэксон увидел, что привели каких-то людей и заживо закопали их вямах, где были поставлены столбы для дома. Туземцы пытались отвлечьего внимание от этого зрелища, но он, желая убедиться в подлинностифакта, подошел к одной из ям и увидел стоящего в ней человека,обхватившего руками столб, с головой, еще не засыпанной землей. Навопрос Джэксона, почему они зарывают в землю живых людей, дикариответили, что дом не сможет долго продержаться, если люди не будутпостоянно поддерживать его столбы. Когда он затем опять спросил, какмогут люди после смерти поддерживать столбы, то фиджийцы объяснилиему, что если люди решились пожертвовать жизнью, чтобы подпиратьстолбы, то сила жертвы побудит богов сохранить дом и после их смерти".Про Америку и говорить не приходится. Индейцы приносили жертвы такчасто и столь многочисленные, что жесткость по отношению к ним состороны конкистадоров, возможно, и объясняется индейским же отношениемк ловеческой жизни. Подробнее Цитата
Рекомендуемые сообщения
Присоединяйтесь к обсуждению
Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.