Перейти к содержанию

Рекомендуемые сообщения

Опубликовано

Название файла :: Тайны археологии

Автор :: Радомир

Категория :: Загадки ушедших цивилизаций

Описание

Летом прошлого года я присутствовал при закладке нового сруба в

деревне. В восточном углу дома будущий хозяин вырыл ямку и бросил

горсть монет.

 

- Зачем? - спросил я.

 

- Так положено, - ответили мне.

 

Кем? Когда? Почему? - ответить никто не мог. Положено - и все.

 

Пришлось выяснять это самостоятельно. Правда, раскапывая

древнегреческие города, я уже сталкивался'с чемто подобным: находками

монет в фундаментах. Тогда это объяснялось просто: на счастье. Чтобы

дом стоял на деньгах. Но все оказалось гораздо сложнее и куда как

древнее денег.

 

Еще один из первых и виднейших археологов СССР, автор учебника по

археологии, А. Арциховский писал: "Неизвестно, чем вызваны погребения,

встречаемые в мустьерских стоянках разных стран: страхом перед

мертвым, заботой о нем или просто желанием уберечь покойника от

зверей. Во всяком случае эти погребения дали нам основной

антропологический материал по неандертальскому человеку".

Несуразностей тут две.

 

1. В пещерах или на стоянках жили тысячи лет и тысячи поколений, а

находят один, два, три костяка; за что такой почет и куда делись

остальные?

 

2. Почему большинство похороненных - дети или подростки (мальчик из

Тешик-Таш,

. кие дети и т.д.), за что им такой почет?

 

, как ни странно, дали не археологи первобытного общества, а современные этнографы и историки культуры. Именно они

наткнулись и заинтересовались древней и жестокой тюрингской легендой.

Чтобы сделать замок Либенштейн неприступным, за большие деньги купили

ребенка и решили замуровать в стену. Пока каменщики делали свое дело,

ребенок сидел в нише и ел пирог. Иногда он кричал находившейся рядом

матери: "Мама, мне тебя видно... Мама, мне все еще тебя видно... Мама,

я вижу тебя в щелочку... Мама, а теперь я ничего не вижу".

 

Вскоре выяснилось, что подобные обряды были не только у немцев, а у

всех народов Европы без исключения. Стены Копенгагена, например,

несколько раз обрушивались, пока строители не прибегли к радикальному

средству: взяли невинную голодную девочку и посадили за стол с

игрушками и кушаньями. Пока девочка насыщалась и играла, двенадцать

(сакральное число?) рабочих сложили свод. Затем во все время

возведения стен около склепа играла музыка, чтобы заглушить вопли

несчастной. В итальянских преданиях можно найти историю о мосте через

реку Арту, который все время обрушивался, пока в него не заложили жену

строителя. Мост стоит, но его периодически трясет от рыданий и

проклятий несчастной женщины.

 

В Шотландии вам и сейчас расскажут, что древние пикты орошали

человеческой кровью закладку всех своих построек. В Англии помнят о

Вортингерне, который не мог закончить башню, пока не пролил на

фундамент кровь ребенка, рожденного матерью без отца. Даже святая

Колумба зарыла святого Орана живым в основание своего монастыря, чтобы

умилостивить духов земли, которые злокозненно разрушали ночью

построенное за день.

 

Ничем не отличались и славяне. В Сербии три брата решили построить

крепость Скадру, но злая вила-русалка год за годом разрушала то, что

возводили, триста каменщиков. Пришлось умилостивить злодейку

человеческой твой. Решили, что ею станет жена того брата, которая первой принесет

рабочим пищу. Братья поклялись хранить решение в тайне, но двое

старших предупредили жен, и, когда жена младшего пришла на стройку, ее

тут же замуровали в стену. Правда, женщина умолила оставить небольшое

отверстие, через которое она могла бы выкормить грудью недавно

родившегося ребенка. До сих пор сербские женщины приходят к источнику,

который течет по тенам крепости и имеет цвет молока из-за примеси

извести.

 

Славянские князья, приступая к закладке детинца и соблюдая обычай,

посылали дружинников на дорогу с приказом схватить первого ребенка,

который им попадется. Судьба ребенка очевидна, как очевидно второе

название русских кремлей.

 

В 1463 году крестьяне, обитавшие по реке Ногат (Польша), решили

поправить плотину. "Знающие" люди посоветовали им бросить туда

какого-нибудь человека, чтобы плотина была крепче. Крестьяне так и

сделали: напоили нищего и закопали живым.

 

Обычай этот оказался столь живучим в Европе, что даже в 1843 году

жители германского Галле предлагали в основание нового моста заложить

ребенка. Этого, однако, не сделали, посчитав варварством.

 

Не стоит думать, что обычай закладки жертв для прочности фундамента

(особенно культовых зданий) характерен только для Европы. Его нетрудно

проследить по всему миру.

 

В Японии еще в семнадцатом веке существовало поверье, что стена,

возведенная над добровольной человеческой жертвой, предохранит будущих

хозяев от несчастий. Для этого отыскивали самого несчастного

невольника; коРЬШ смерть предпочитал жизни, и заваливали его камми в

фундаменте. В Полинезии от миссионеров не скрыи тот Факт, что опорная

колонна храма Мавы воздвигнаД телом человеческой жертвы. Другой

ник был очевидцем того, как при сооружении Большого дома на острове

Борнео вырыли яму для центрального столба и туда опустили

девушку-невольницу. Сам столб висел над ямой; когда веревки

перерезали, столб раздавил девушку. В Бирме миссионер Мэсон слышал от

очевидцев, что при строительстве новых ворот в городе Тавойя в каждую

яму бросили по преступнику, желая умилостивить демона. В Мандалайе

утопили королеву в Бирманском рву, чтобы сделать город неприступным.

Радже Сала-Бину никак не удавалось построить крепость в Пенджабе,

юго-западный угол все время разрушался. Тогда раджу убедили, что

единственный выход - это пролить кровь единственного сына. Такого

отыскали у какой-то вдовы и убили. Дж. Фрэзер приводит историю беглого

матроса Джона Джэксона, который два года жил среди дикарей острова

Фиджи. "Во время его пребывания на острове туземцы стали перестраивать

дом местного вождя племени. Однажды, находясь близ места постройки,

Джэксон увидел, что привели каких-то людей и заживо закопали их в

ямах, где были поставлены столбы для дома. Туземцы пытались отвлечь

его внимание от этого зрелища, но он, желая убедиться в подлинности

факта, подошел к одной из ям и увидел стоящего в ней человека,

обхватившего руками столб, с головой, еще не засыпанной землей. На

вопрос Джэксона, почему они зарывают в землю живых людей, дикари

ответили, что дом не сможет долго продержаться, если люди не будут

постоянно поддерживать его столбы. Когда он затем опять спросил, как

могут люди после смерти поддерживать столбы, то фиджийцы объяснили

ему, что если люди решились пожертвовать жизнью, чтобы подпирать

столбы, то сила жертвы побудит богов сохранить дом и после их смерти".

Про Америку и говорить не приходится. Индейцы приносили жертвы так

часто и столь многочисленные, что жесткость по отношению к ним со

стороны конкистадоров, возможно, и объясняется индейским же отношением

к ловеческой жизни.

 

Подробнее

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.

Гость
Ответить в этой теме...

×   Вставлено с форматированием.   Вставить как обычный текст

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

×
×
  • Создать...