Информация о файле
Я тридцать два года находился на военной службе. Из них двадцать два года прослужил в частях ленинградского военного гарнизона. Многих офицеров после трех-пяти лет службы в Ленинграде посылали на "повышение" в самые "теплые" и отдаленные уголки страны. Меня же так до 51-летнего возраста не трогали, оставляя в Ленинграде. На протяжении всей своей службы имел дело с оружием, боеприпасами, взрывчатыми веществами. Удивительно, но за долгие годы не случилось ни одного ЧП. А ведь многие мои коллеги уходили без погон и без пенсии. Ведь оружие "само" стреляет или отказывает, бывают взрывы, порчи, воровство. А виновников искать не надо - оружейник виноват всегда. За все годы службы я был единственным беспартийным большевиком. Политработники часто упрекали меня за слабое политическое самообразование. Мною были предложено множество рационализаторских предложений, устройств, которые успешно применялись для обучения солдат. Одно из таких устройств заслужило особое внимание со стороны командования и начальника войск. Я везде совал свой нос, находил простейшие решения "неразрешимых" пустяковых вопросов. К примеру, на стрельбище через железную дорогу надо было протянуть силовой кабель, а железнодорожники против этого категорически возражали. Я взял десятиметровую водопроводную трубу, проколол ей нижнюю часть песчаной железнодорожной насыпи и через нее был проведен силовой кабель... На месте нашего стрельбища до войны размещалось финское стрельбище. Все окопы, блиндажи, построенные финнами, были, конечно, разрушены, но хорошо сохранились проложенные под землей железные трубы. А провода в них уже окончательно сгнили. Подумали, нельзя ли их снова использовать для проводки новых проводов? вытащили старые провода, продули трубы компрессором, проверили - они сквозные, целые. После проверки я изготовил из кожи своеобразный поршень по диаметру трубы, к нему привязал шпагат и под давлением сжатого воздуха от компрессора прогнал насквозь по всей длине трубы. После чего связисты по этому шпагату протянули новые провода. Отпала необходимость копать траншеи, прокладывать новые трубы... Мне почти каждый день приходилось что-то придумывать, давать "полезные советы", решать "сложные" проблемы. Со мной многие советовались, я всегда старался чем-то помочь. Все время возникали новые проблемы. Во время стрельбы на стрельбище зимой и летом должен был находиться сигналист с трубой. Подумали, решили - все это устарело, надо сигналы подавать через радиоусилители. Тогда еще магнитофоны были очень дороги, решили воспользоваться электропроигрывателем. Политработники сделали соответствующие звукозаписи. Грампластинка на проигрывателе постоянно крутилась, для подачи сигнала звукосниматель вручную устанавливают на нужную дорожку и в мощных динамиках издаются сигналы: "Слушайте все", "Огонь", "Отбой" и т.д. Жаль, операторы часто путали звуковые дорожки, вместо одних сигналов звучали другие. Однажды наблюдатель на вышке подает сигнал: "на стрельбище появились животные", - надо немедленно прекратить стрельбу. А в динамиках звучит сигнал "Попади, попади". - Так и убили колхозного быка. Командир части дает срочное задание: "Галиев! Сделай что-нибудь, чтоб больше такого не было!" Почему-то про меня многие думали, что "он все умеет, все может". К сожалению, я не имел никакого понятия о музыкальных инструментах, поэтому решил изготовить всем давно известный мультивибратор и настроить его на звуки трубы. В таких критических случаях мне всегда помогали мои далекие знакомые,- И.П. Они научили меня, как изготовить несуществующий прибор. Из тонкого непрозрачного материала вырезать круг диаметром 10-12 см. На нем на одинаковом расстоянии друг от друга начертить пять кругов. На этих окружностях, начиная от центра, просверлить 6-8-10-12-15 отверстий. Эту пластинку установить на вал микромотора. Напротив каждой дорожки установить миниатюрные лампочки. Лампочки должны загораться при нажатии на соответствующие клавиши. С другой стороны диска установлены фоторезисторы. От отверстий вращающейся пластинки к ним попадают импульсы света, возникают сигналы, они поступают к усилителям и к динамикам. Получилось потрясающее "изобретение". Прибор долгие годы служил на стрельбище. Слухи о моем изобретении дошли до генерального штаба. Вызвали в Москву. В отделе боевой подготовки его долго смотрели, прослушивали. К игрушке подходили офицеры, генералы, каждый пытался проиграть какие-то сигналы. Звуки трубы разносились по всему зданию генерального штаба. На шум пришел сам маршал Кадыков - начальник управления боевой подготовки войск. Он был небольшого роста, полноват, кажется, был немного кривоногий. Он отстранил офицеров, сам подошел к игрушке. Через минуту, овладев клавишами прибора, сыграл сигнал боевой тревоги. Затем начал проигрывать какие-то незнакомые мне сигналы, при этом выкрикивая команды: "Рысью!.. Галопом!.. Поворот напра-во!.." Все присутствующие смотрели, смеялись: Затем он подошел ко мне, долго пожимал мне руки, спрашивал, откуда я родом, где учился. Я рассказал ему, что родом из Татарии, учился в техникуме в городе Свияжске. Он, кажется, обрадовался, - встретил "земляка". Начал сжаром рассказывать, как он до войны командовал кавалерийской дивизией, стоявшей под Свияжском, как он муштровал своих кавалеристов. Я слушал и дкмал: как мы гордились тогда своей кавалерией, своими тачанками: Затем меня пригласили в академию военных дирижеров. Здесь уже специалисты музыки производили всякие расчеты, говорили, что это что-то новое, интересное. Фактически же это была игрушка, не стоящая и гроша, а более ценные мои изобретения оставались без внимания. В другой раз, во время очередных контактов, И.П. показывали мне свои музыкальные инструменты, построенные именно по такому же принципу. От наших земных инструментов они отличаются "теплым", очень приятным тембром и очень большими комбинациями, возможностями для извлечения звуков. Устройство и себестоимость их не дороже наших простых граммофонных проигрывателей. Семиоктавный многоголосный клавишный музыкальный инструмент. Здесь использованы семь круглых прозрачных пластинок-фотограмм, каждая из которых вращается со строго определенной скоростью. Фотограммы (пластинки) все одинаковы. Форма рисунков определяет тембр инструмента. Фотограмма семиоктавного музыкального инструмента имеет 14 звуковых дорожек: 2-3, 4-6, 8-12, 16-24, 32-48, 64-96, 128-192. Может быть изготовлен более сложный девятиоктавный музыкальный инструмент. Он имеет двенадцать вращающихся пластинок, каждая фотограмма имеет по девять звуковых дорожек. На дорожки нанесены 1-2-4-8-16-32-64- -128-256 знаков. Чистота звука зависит здесь от точности изготовления звуковых дорожек. Все фотограммы с помощью ременной передачи приводятся во вращение от одного мотора. Как рассчитать диаметр шкивов вращающихся пластинок? Диаметр первого шкива берется произвольно, допустим, 30 мм. Далее идут убывающие логарифмические интервалы. Для этого логарифмы числа два делят на двенадцать. Записали на бумаге логарифм диаметра первого шкива 30. От этого числа столбиком тринадцать раз вычитаем 1/12 часть логарифма числа два. Все тринадцать полученных антилогарифмов есть диаметры ваших шкивов. Диаметр тринадцатого шкива должен равняться 15 мм, тогда считайте, что задача решена вами правильно. Берите из них по порядку любые 7 или 12 шкивов для построения перечисленных здесь музыкальных инструментов. Все валики фотограмм установлены по окружности. Напротив каждой звуковой дорожки установлены миниатюрные лампочки, которые загораются при нажатии на соответствующие клавиши. Свет от всех вращающихся пластинок-фотограмм падает на один фотоэлемент. Сигналы от фотоэлемента подаются на УНЧ и динамик. Это не единственный путь извлечения звуков. Звуковые дорожки на таких же круглых пластинках могут быть изготовлены путем нанесения ферромагнитных красок. В этом случае над каждой звуковой дорожкой устанавливаются магнитные звукосниматели. Они устанавливаются с зазором и вращающихся пластинок не касаются. Кроме этого, рисунок звуковых дорожек может быть изготовлен из металлов-электропроводников. В этом случае под вращающимися пластинками с небольшим зазором (0.1-0.5 мм) устанавливаются неподвижные копии-матрицы этих же фонограмм. Получается своеобразные переменные конденсаторы. Через них пропускается переменный ток частотой 200-500 кГц. Сигналы звуковых дорожек через клавиши поступают к УНЧ. Было сказано, что такие музыкальные инструменты обладают очень большим количеством комбинаций извлечения звуков. Но здесь все это описывать невозможно, пишу очень кратко: Каждая клавиша музкального инструмента имеет по пять-семь контактов. Напряжение тока, поступающего ко всем клавиатурам инструмента, регулируется пятью-семью регуляторами. По желанию исполнителя над фотограммами ярким светом горит одна основная лампочка, еще несколько лампочек горят слабым светом, - они подкрашивают звуки высокми или низками тонами "основного" тона. У И.П. существует несколько способов введения тремоло (низкочастотной вибрации звуков). При этом частота вибрации строго соответствует 1/16 частоты основных музыкальных тонов бас-октавы: 2 - 2.7 - 3.4 - 3.8 - 5.1 Гц. Тремоло вводится различными способами. Один из них: внутри инструмента установлены пять эксцентрических шкивов различного диаметра. По желанию исполнителя один или два таких шкива передвигаются к приводному ремню, и они начинают эксцентрично вращаться. Стабильность вращения фотограмм нарушается, звуки "плавают". Тремоло также вводится прерывистостью частоты (трелью) звуков, что соответствует 1/8 частоты основных музыкальных тонов. Здесь уже вращающиеся диски с определенной частотой прерывают поступление света на фотоэлемент. Я долгие годы занимался изготовлением подобного семиоктавного музыкального инструмента. Убедился, что подобные инструменты обладают очень красивым тембром, высокой точностью настройки. Но не успел изготовить клавиатуру. Мною была подана заявка на авторское свидетельство. Получил отказ. А электромузыкальные инструменты пошли у нас по другому пути развития. Они очень сложны и дороги. Прибор для настройки музыкальных инструментов. Вышеописанные музыкальные инструменты обладают исключительно высокой точностью настройки. Поднимал вопрос, нельзя ли такую фотограмму использовать в качестве камертона, т.е. для более точной настройки существующих музыкальных инструментов? Была предложена такая схема: изготовляется вал с семиступенчатым шкивом (с точностью до 0.01 мм, размеры их уже были указаны) и с фотограммой с четырнадцатью звуковыми дорожками. Напротив каждой звуковой дорожки установлены миниатюрные лампочки, а с другой стороны - фотоэлемент. Каждая лампочка включается от своего включателя. Диаметр ведущего шкива мотора тоже должен быть изготовлен с такой же точностью, чтобы фотограмма вращалась со строго определенной скоростью. Итак, приводной ремень от ведущего шкива мотора находится на самом толстом шкиве семиступенчатого вала. Включили мотор и первую от центра лампочку, находящуюся напротив первой звуковой дорожки с двумя знаками. При этом вал фотограммы должен вращаться со скоростью 16,33 об/сек. Данное число умножается на количество знаков звуковой дорожки, и для двух дорожек мы получаем 2*16,33 = 32,7 Гц. Частота данной фотограммы соответствует ноте "до" контроктавы. Включаем вторую лампочку, напротив дорожки с тремя знаками. 3*16,33 = 49 Гц, что соответствует ноте "соль" той же октавы. И так поочередно включаются все 14 лампочек. Предпоследняя дорожка имеет 128 знаков, 128*16,33 = 2093 Гц - "до" четвертой октавы. Самая последняя дорожка: 192*16,33 = 3135 Гц - "соль" той же октавы. Теперь приводной ремень переведем на следующую ступень шкива. Вал будет вращаться быстрее, т.е. со скоростью 17,3 об/сек. Звуки будут выше на полутон. Таким образом, благодаря семи шкивам и четырнадцати дорожкам фотограммы, прибор позволяет получить 84 точно настроенных звуков для семи октав. Как узнать, точно ли настроена струна проверяемого инструмента. Для определения точности настройки к струне на близком расстоянии устанавливается звукосниматель, через диоды к нему подключен микроамперметр. Максимальное отклонение стрелки прибора фиксирует качество настройки вашего инструмента. Если даже человеку когда-то на ухо "медведь наступил" - ему все звуки одинаковы - с помощью такого прибора будет возможно настроить любой струнный музыкальный инструмент с точностью до 1%. Погрешность настройки "на слух" даже самым высококвалифицированным настройщиком составляет не менее 5%. Трансметтер. Именно по такому принципу мною был построен прибор для обучения радистов ускоренному приему телеграфных сигналов. На бумажную телеграфную ленту тушью было записано три дорожки сигналов морзе. Записи были сделаны негативным способом, т.е. точки-тире оставались белыми, а интервалы между ними были черными. Скорость движения ленты регулировалась лентопротяжным механизмом. Яркий луч света проходил через бумажную ленту в виде телеграфных сигналов, затем свет от каждой дорожки ленты попадал в отверстие быстро вращающегося диска и превращался в звуковые сигналы. Количество отверстий для каждой дорожки ленты было разное: по 15-17-20. На трех фотоэлементах, установленных под вращающимся диском, возникали одновременно три телеграфных сигнала. Один сигнал слушали и принимали связисты, другие два передавались в ослабленном виде и служили радиопомехами. Сегодня такой прибор успешно заменил бы три магнитофона. Вы скажете, что на одну магнитную ленту можно записать сколько угодно телеграфных сигналов одновременно. Это верно, но при этом нельзя будет регулировать уровень помех. Прибор для определения направления витков трансформатора. Мною был намотан многослойный выходной трансформатор УНЧ, его обмотки имеют 32 вывода. При такой работе у каждого радиолюбителя возникает сомнение, как их последовательно соединить? Ведь здесь ошибка недопустима, сгорит вся работа. У нас такого прибора не было. Я придумал такой выход: против среднего сердечника трансформатора установил компас, через обмотки трансформатора поочередно пропускал ток от батарейки. А стрелка компаса мне безошибочно указывала начало или конец обмотки. Такой способ доступен каждому радиолюбителю. Цветомузыкальная установка. Однажды во время очередного контакта с И.П. я задал вопрос о цветомузыке. Они молча включили свой телевизор, предупредив: "на экране будет продемонстрировано хорошо тебе известное музыкальное произведение, но не будет никаких звуков". На экране появились разноцветные шестилепестковые сказочные цветы. Их строение чем-то напоминало фигуры детского калейдоскопа. Все они двигались, ритмично менялась их окраска, все больше появлялось в их окрасе более приятных, теплых, ласковых тонов. Одновременно усиливался ритм, рисунки становились оживленными, кажется, расширялись их размеры, словно им не хватало места на экране. Веселые живые разноцветные рисунки ласкали зрение. Все смотрелось легко, без напряжения, с огромным удовольствием. Все это чем-то напоминало веселое беззаботное торжество. Неожиданно среди ярких окрасок начали появляться какие-то помехи, искажения. Они усиливались, угрожали красивым узорам, давили их, портили, искажали. Они словно объявили войну. Недолго продолжалась на экране борьба между красивыми узорами и черными окрасками. Наконец, экран застыл, появился холодный желто-серый цвет. Я безошибочно разгадал увертюру Глинки из оперы "Руслан и Людмила". Я сравнил это чудо с нашими жалкими, бессмысленными установками, называемыми "цветомузыкой". На одних по очереди ритмично загораются цветные лампочки. Они вообще никак не связаны с музыкой. А в "более совершенных" имеется бессмысленная связь с музыкальным сопровождением. При низких звуках контроктавы горит красный цвет. При звучании высоких тонов появляются зеленые, синие цвета. Знаем, фортепиано имеет 86 клавиш. Каждый музыкальный имеет точную настройку, свое место и неповторимую окраску. И в цветомузыкальных установках также окраска цветов должна строго соответствовать данному музыкальному тону. Каждый цвет должен располагаться на своем месте на экране в соответствии со своим назначением. Цвет должен переносить на экран окраску, яркость, колорит... тех же музыкальных тонов, но для зрения. Зритель легко улавливает смысл музыкального произведения. В основном такие установки демонстрируются при музыкальном сопровождении. Зритель получает двойное удовольствие. Об этом уже писали: красный цвет соответствует звуку "до", зеленый - "ля", синий цвет соответствует звуку "ля бемоль". И.П. сказали: "все расставлено верно". Мы говорим: цвета радуги состоят из семи основных цветов. Здесь на гамму цветов радуги придется разбивать на двенадцать окрасок, чтобы они соответствовали двенадцати тонам одной октавы музыкального инструмента. В многооктавных музыкальных инструментах те же цвета повторяются многократно (4-7 раз). Но здесь цвета отличаются друг от друга по своей насыщенности. Если цвет звука "до" большой октавы имеет бледно красный цвет, то цвета "до" третьей и четвертой октавы имеют насыщенный, ядовито красный цвет. Отличаются и размеры шестигранных лепестков. Схема цветомузыкальной установки. Музыкальные сигналы поступают к цветоустановке непосредственно по проводам или улавливаются микрофоном. Если сигналы слабые, они предварительно усиливаются. Затем сигналы поступают на три Т-образных частотных фильтра. Каждый фильтр пропускает только свою определенную частоту. Затем сигналы усиливаются и подаются к своим цветным лампочкам: красного, зеленого и синего цветов. Для простоты объяснения клавиши одной октавы музыкального инструмента пронумеруем числами от одного до двенадцати: 1 - это "до", а 12 - это звук "си". Фильтр 5 ("ми") без задержки пропускает частоту 330 Гц. При этом зеленая лампочка горит полным накалом. Если к этому же фильтру поступают сигналы от соседних клавиш 4 и 6, то они, проходя через фильтр, ослабляются. Зеленая лампочка горит в 3/4 накала. При поступлении сигналов от клавиш 3 и 7 лампочка горит в полнакала. А от клавиш 2 и 8 лампочка горит только в 1/4 накала. Фильтр красного цвета настроен на частоту 261 Гц, на клавишу 1, звук "до". При сигнале от клавиши 1 красная лампочка горит полным накалом. При частоте колебания 2-ой клавиши красная лампочка горит в 3/4 накала, при этом же сигнале зеленая лампочка горит в 1/4 накала. Два цвета смешиваются и мы получаем оранжевый цвет. При нажатии клавиши 3, звук "ре", зеленая и красная лампочки горят в полнакала, мы получаем желтый цвет. Подается звук "си", клавиша 12. При этом фильтр клавиши 9 пропускает сигналы, синяя лампочка горит в 1/4 накала, а красная лампочка соседней октавы (клавиша 13) горит в 3/4 накала, получаем фиолетовый цвет. В высококачественных цветомузыкальных инструментах каждая октава имеет свой комплект фильтров (кроме крайних октав). В более простых установках комплект фильтров может быть установлен, чередуя через октаву. К примеру, в большой, первой и в третьей октавах. В этом случае фильтр зеленого цвета первой октавы настроенный на частоту 330 Гц пропускает половину сигналов с частотой 165 Гц и 660 Гц (звуки "ми" малой и второй октав). Таким образом мы получили гамму цветов, соответствующую музыкальным тонам. Теперь вся ценность установки зависит от умелого проектирования содержания музыкального произведения на экране. Для расстановки и демонстрации цветовых узоров на экране служит всем давно известная детская игрушка калейдоскоп. Из трех зеркал сделана длинная трехгранная труба. С помощью тех рефлекторов лучи света от трех лампочек собираются в один световой зайчик. Полученные три зайчика из трех установок направляются к входу калейдоскопа. На другом конце трубы калейдоскопа для проектирования изображения на экран устанавливается объектив или сферическое отражающее зеркало. Теперь предстоит очень сложная кропотливая настройка. Ведь от самого незначительного перемещения световых зайчиков все ломается - изменяется. Надо добиться, чтобы рисунки высоких звуков расположились внутри экрана, а узоры низких звуков были снаружи. Далее, следуя тактам музыки, световые зайчики должны перемещаться относительно центра калейдоскопа на небольшие расстояния - 0.5-2 мм. Зайчики низких частот более подвижные. Далее мне рассказывать затруднительно - об этом я ничего не знаю. Цветоустановки И.П. имеют свой "мозговой центр", он моментально улавливает "смысл" музыкального произведения. Пока идет нормальная музыка, все хорошо и понятно. Если в дальнейшем в музыке возникают фальшивые ноты, то на экране возникают всякие искажения. Если, к примеру, продемонстрировать на экране "тяжелый рок", поп-музыку, на экране были бы сплошные бессмысленные черные полосы. Научить человека просмотру на экране музыкальных произведений, их "чтения" и понимания, сказали, дело несложное, этому можно научить каждого человека. С самого начала на экране демонстрируются простые, знакомые музыкальные произведения, исполняемые на одноголосных музыкальных инструментах. При этом звучат и очень слабые звуки музыкального сопровождения. Затем уроки усложняются, вводятся аккорды, многоголосные музыкальные произведения. Хорошо натренированный человек даже при полном отсутствии слуха или звукового сопровождения сможет воспринять всю глубину содержания музыкального произведения. Он будет получать удвоенное наслаждение. Стереоскопические приборы. Я долгие годы носил в своей груди небольшой осколок, приобретенный в годы войны. Он находился между ребрами и практически мне не мешал. Во время очередного медосмотра рентгенологи обратили на это внимание, долго меня крутили перед экраном, направляли на повторные осмотры. Я однажды с возмущением спросил: почему у вас нет приборов для определения глубины залегания посторонних предметов, очагов поражения и т.п., что-то вроде стереоскопических рентгеновских установок? Врач сказал: "придумай такую установку..."