Перейти к содержанию

Информация о файле

В предыдущей работе мы пытались описать астральный план – низшую область то-го неизмеримого и невидимого мира, который нас окружает и о котором наши физиче-ские чувства не дают нам никакого представления. В предлагаемом же сочинении мы намерены предпринять попытку, уже более смелую, дать некоторое представление о плане, находящемся непосредственно выше астрального, то есть о плане ментальном, часто именуемом в теософской литературе планом дэваканическим или Сукхавата. Если мы и называем этот план миром небесным и если мы хотим этим дать понять, что он содержит в себе какую-то реальность, служащую основанием для всех самых возвышенных религиозных представлений, то все-таки необходимо очень остерегаться рассматривать его с такой исключительной точки зрения. Это чрезвычайно важное для нас подразделение царства природы, мир неизмери-мый и блестящий, оживленный интенсивной жизнью. Мы в нем находимся даже и сей-час, равно как в нем же мы проводим все промежутки между физическими воплоще-ниями. Недостаток развития и ограничения, созданные нашей телесной оболочкой, – вот единственные причины, мешающие нам понять, что вся слава Высочайшего Неба ок-ружает нас здесь в данный момент и что влияния, исходящие из мира небесного, дейст-вуют на человека непрестанно. Нам самим предоставляется их осознавать и восприни-мать. Для человека светского это может казаться невозможным; для оккультиста – это факт неопровержимый. Тем, кто еще не уяснил себе этой основной истины, мы можем только повторить со-вет, данный буддийским наставником: “не расточайте жалоб, слез и молитв, но открой-те глаза и смотрите. Свет вас окружает; вы его увидите, если сорвете с глаз повязку и бросите взгляд вокруг себя. Этот свет так великолепен и прекрасен! Он намного пре-восходит все человеческие мечты и ожидания! И существует вечность”. Для изучающих Теософию совершенно необходимо уяснить себе хорошенько ту ве-ликую истину, что в природе существуют различные планы, или подразделения, каж-дому из которых соответствует свойственная ему одному определенной плотности ма-терия, проникающая в материю более низкого плана. Необходимо также помнить, что выражения “высший” и “низший”, прилагаемые нами к этим планам, относятся не к их положению, так как все они занимают одно и то же пространство, а только к степени разряженности составляющей их материи. Все известные нам виды материи тождественны между собой и различаются лишь по степени разряженности и по скорости вибраций. Говоря о каком-нибудь человеке, что он переходит с одного из этих планов на другой, мы подразумеваем не перемену места его нахождения, а только лишь видоизменение сознания. Действительно, всякий человек заключает в себе материю, принадлежащую каждо-му из этих планов, и имеет для каждого из них соответствующую оболочку, которую он, при некотором навыке, может употребить в дело моментально. Следовательно, пе-рейти с одного плана на другой значит переместить центр сознания из одной оболочки в другую и воспользоваться вместо физического тела – астральным или ментальным. Естественно, что каждое из этих тел отвечает только вибрациям своего собственного плана. Так, если человек концентрирует своё сознание в теле астральном, то он будет замечать только мир астральный, как мы ощущаем только мир физический, Эти два мира, а равно и многие другие, существуют вполне реально, и мы ими постоянно окру-жены. Совокупность этих планов составляет “единое все”, бесконечное и живое, хотя наши зачаточные способности и не дают нам об этом почти никакого представления. Рассматривая вопрос о проникновении одного плана в другой, следует остерегаться возможных ошибок. Необходимо хорошо усвоить, что ни один из трех низших планов солнечной системы не имеет в пространстве тех же самых пределов, как план менталь-ный, кроме разве особого состояния наивысшего, или атомического, подразделения каждого из этих планов. Всякий физический планетный шар имеет свой физический план (предполагающий свою атмосферу), свой план астральный и ментальный, которые взаимно проникают друг в друга и, следовательно, занимают одно и то же пространство. Но они абсолютно отделены от соответствующих планов других планет и не состоят с ними ни в каких отношениях. В том случае, если мы поднимемся в экстазе до плана буддхи, то найдем условия, общие для всех планет, по крайней мере, нашей планетной цепи. Существует, однако, как мы упоминали, состояние атомической материи каждого из этих планов, захватывающей межпланетное пространство и, следовательно, представ-ляющей силы атомических подпланов нашей солнечной системы. Рассматриваемые в отдельности, они образуют низший космический план, именуемый иногда планом Пракрити. Не ощущаемый нами межпланетный эфир распространен повсюду в пространстве, по крайней мере, до наиболее удаленных от нас звезд, в противном случае эти звезды ускользнули бы из нашего поля зрения. Этот эфир состоит из тончайших физических атомов, находящихся в их нормальных условиях, при которых они не подвергаются ни-какому давлению или сжатию. Что касается его наиболее низших и сложных разновидностей, то они замечаются лишь вблизи небесных тел, собираясь вокруг них наподобие атмосферы, которую, по всей вероятности, далеко превосходят размерами. Совершенно так же обстоит дело и относительно планов астрального и ментального. Астральный план нашей Земли проникает в ядро планеты и её атмосферу, значи-тельно заходя за пределы этой последней. Читатель, может быть, припомнит, что греки называли этот план миром подлунным. План ментальный проникает, в свою очередь, в астрал, но простирается значительно дальше его. Только атомическая материя каждого из этих планов имеет то же самое очертание, как и межпланетный эфир, но это обуславливается состоянием полнейшей её свободы. Вот причина, мешающая человеку переходить с одной планеты на другую, даже в нашей солнечной системе, как в астральном или в ментальном теле, так и в физиче-ском, тогда как, наоборот, в теле каузальном, если оно достаточно сильно развито, можно было бы этого достигнуть; но даже и в таком случае это сделать гораздо труд-нее, чем на плане буддхи для лиц, достигших умения подни¬мать свое сознание до такой высоты. Ясно поняв все это, читатель уже не смешает, как это может случиться с начи-нающим, ментального плана нашей Земли с ментальными планами других планет на-шей цепи. Надо заметить, что семь планетных шаров нашей цепи суть действительно шары, отличающиеся друг от друга и занимающие в пространстве строго определенное поло-жение, несмотря на то, что некоторые из них не существуют на физическом плане. Ша-ры А, В, F и G отделены от нас и разделены между собой, совершенно как Марс и Зем-ля. Единственная разница за¬ключается в том, что Марс и Земля имеют планы физиче-ский, астральный и ментальный, принадлежащий исключительно им самим, между тем как шары В и F не имеют ни одного плана ниже астрального, а шары А и G – ни одного ниже плана ментального. Понятие астрального плана трактует наше сочинение “Астральный план”, а планом ментальным нашей планеты мы собираемся заняться и предупреждаем читателей, что он не имеет ничего общего с такими же планами других планет.


×
×
  • Создать...