Информация о файле
Зная важность и необходимость "Ночной практики", я объяснил многие
аспекты работы со сновидениями в этой книге, которую отредактировал
мой ученик Майкл Кац. Я надеюсь, что те, кто уже имеет интерес к
сновидениям и кто активно работает в своих снах, благодаря прочтению
этой книги углубят свои знания. Людям же, еще не имеющим реального
переживания в своих снах, я надеюсь, эта книга поможет создать
причину, которая приведет их к пониманию важности сновидений и работы
с ними.
Чогьял Намхай Норбу,
Меригар, 10 марта, 1991 г.,
год Железной Овцы 1-й месяц, 25-й день.
Глава I
ПРИРОДА И КЛАССЫ СНОВИДЕНИЙ
В сутре Будда Шакьямуни [1], используя множество метафор, описывает
феноменальный мир, который мы обычно считаем реальным. Эти
метафорические описания уподобляют нашу реальность падающей звезде,
оптической иллюзии, мигающей масляной лампе, каплям росы на рассвете,
пузырькам воздуха в воде, молнии, сновидению и облакам. Согласно
Будде, все совокупное существование, все дхармы [2] и фактически все
явления на самом деле нереальны и мгновенно изменяются, как и явления,
приведенные в качестве примеров.
В другой сутре даны дополнительные поэтические метафоры, чтобы
показать сущностную природу нашего нереального состояния. Сюда входят
отражение луны в воде, мираж, город, составленный из звуков, радуга,
отражение в зеркале, а также сновидения.
Пример сновидения включен в эти сутры, так как все мы знаем, что,
изучив сновидение, мы не найдем ничего конкретного. Даже если
обнаружатся первичные и вторичные причины этого сновидения, все равно
в самом сновидении нет ничего конкретного или реального.
Хотя существует много разных условий, которые могут привести к
сновидению, их результат - сновидение - можно в целом разделить на две
основные категории: сновидения общего вида, возникающие из кармических
следов [3], и другие сновидения, возникающие из ясности ума.
В категории сновидений, вызванных кармой, существуют сновидения, в
основном связанные с тремя состояниями существования: телом, энергией
(или речью) и напряжением ума индивидуума; есть и другой класс,
связанный с кармическими следами. Последний имеет три причины, а
именно следы кармы, берущие начало в прошлой жизни, в юности, и в
недавнем прошлом индивидуума.
В традиции тибетской медицины целитель, проводящий обследование с
точки зрения причины заболевания, будет также рассматривать, к какому
из трех состояний существования относятся сновидения больного.
Благодаря этой информации он может определить реальную ситуацию и
состояние тела, энергии и ума больного человека. Иногда серьезная,
трудно излечимая болезнь может оказаться следствием кармических
причин, уходящих в юность или даже в прошлую жизнь человека. Болезнь
также может иметь кармическую причину, появившуюся вследствие недавних
действий. Таким образом, метод изучения сновидений становится одним из
наиболее важных средств анализа и определения главных и вторичных
причин проблемы.
Что имеется в виду под сновидением, связанным с тремя существованиями
индивидуума? Эти сновидения возникают вследствие любых переживаний
тела, речи или ума. Таким образом, переживания, непосредственно
связанные с элементами индивидуума, с его энергией и эмоциями, могут
стать причинами мгновенного проявления некоторых переживаний
сновидения - хороших, плохих или нейтральных.
Например, человек, который спит на кровати в неудобной позе, может
испытывать дискомфорт или ощущать боль. Неудобство может тут же стать
причиной отрицательного сновидения. Или если человек не может хорошо
спать из-за затрудненного дыхания, могут возникнуть сновидения, где он
видит, что задыхается или его душат. Более того, нетрудно понять, что
чувства, такие как радость или грусть, связанные с умом, также могут
стать незамедлительной вторичной причиной сновидений. Таковы примеры
сновидений, связанных с состояниями трех существований индивидуума.
Что касается сновидений, связанных со следами кармы, то некоторые из
них берут начало в предыдущей жизни. В сновидениях такого вида могут
появиться незнакомые вещи, которых человек не знал в этой жизни, такие
как образы другой страны или странных людей, у которых незнакомые
обычаи или язык. Эти сновидения могут так часто повторяться, что
сновидец хорошо освоится в незнакомом мире. Такие переживания
предполагают существование очень сильной привычки в прошлой жизни,
которая оставила кармический след в индивидууме. Или можно увидеть во
сне незнакомую страну и странного человека, который хочет причинить
вред или убить сновидца; в результате у сновидца возникает очень
сильное чувство страха. Иногда это означает, что подобная ситуация
существовала в предыдущей жизни; это сильно повлияло на состояние
человека и оставило кармический след. Этот след вновь появляется,
когда созревают вторичные условия. Таков первый вид кармических
сновидений, он проявляется нечасто.
Причины кармических сновидений второго вида развивались в молодости
сновидца. В молодости человека могли внезапно испугать, мог произойти
несчастный случай, это переживание оставило след. Поэтому позже в
жизни повторяются сновидения, связанные с таким событием буквально
или тематически. Или если, например, в детстве кто-то пережил
землетрясение, вызвавшее большой страх, то существует возможность
того, что позднее в жизни этот след может активизироваться
соответствующими вторичными причинами, такими как переживание
другого землетрясения.
В третий вид кармического сновидения входят сны, проистекающие из
недавних действий, глубоко затронувших человека. Возможно, человек был
очень рассержен некоторое время назад и, как следствие, мог с кем-то
сражаться. Такой интенсивный гнев оставляет след; вследствие этого
возникает сновидение, сходное по ситуации или теме.
Причины всех трех видов сновидений главным образом кармические, то
есть связаны с событием, которое глубоко затронуло человека и оставило
следы напряжения, страха или другой сильной эмоции. Если оставлены
следы, то логично, что сновидения на подобную тему будут возникать
более часто.
Существуют некоторые подобные разновидности сновидений, связанные
с ясностью индивидуума, то есть сны, которые связаны с тремя
существованиями, а также с кармическими следами индивидуума.
Относительно вида ясного сновидения, связанного с тремя существованиями,
можно отметить, что все человеческие существа имеют в своей реальной
природе бесконечный потенциал и непроявленные качества. Хотя солнце
сияет постоянно, иногда мы не можем его видеть из-за плотных облаков,
а иногда можем между облаков увидеть его на несколько мгновений.
Подобным образом иногда ясность индивидуума спонтанно проявляется;
один из результатов этого - появление сновидений ясности.
Люди, которые практикуют Дхарму, пытаются расслабиться. Через
релаксацию тела, энергии и ума элементы и энергии уравновешиваются, и
благодаря этой вторичной или мгновенной причине появляются различного
рода ясные сновидения. Это особенно верно для того, кто делает
практику, связанную с чакрами [4] или каналами [5], которые
контролируют прану [6] или энергию.
У некоторых индивидуумов ясные сновидения возникают благодаря ясности
ума, даже без необходимости применять с их стороны вторичные методы
релаксации тела или контроля энергии. Когда практикующий достаточно
зрел и развит, то уменьшаются препятствия, которые обычно затемняют
естественную ясность ума. Если следовать аналогии с солнцем, то облака
в значительной степени рассеиваются и бесконечные лучи ясного света
солнца способны проявляться непосредственно.
Когда все условия верны и тело, речь и ум релаксированы благодаря
развитой практике, проявляется множество разного рода ясных
сновидений, некоторые из которых предвещают будущее событие. Также,
подобно обычным сновидениям, которые имеют кармические следы из
прошлых жизней, могут пробудиться ясные сновидения прошлой кармы. В
зависимости от способностей сновидца появляется возможность вспомнить
прошлую жизнь во всей ее полноте. Сто или даже сто тысяч жизней можно
припомнить в сновидении. В описаниях жизни бодхисаттв и архатов мы
можем прочитать об этих необычных сновидениях, появляющихся благодаря
незатемненной ясности.
В качестве примера сновидений ясности, которые могут возникнуть
у практикующего как результат кармических следов, накопленных в
молодости, можно привести следующее. В раннем возрасте человек
мог встретить многих необычных учителей, или получить учения и
уполномочивания, или обучаться методам практики. Позже у этого
человека появляются об этом сновидения, в которых он входит вглубь
этого знания. Человек может даже получить в сновидении знание или
методы практики, о которых он никогда ранее не слышал. Может быть
множество сновидений такого рода.
Ясные сновидения, связанные с недавними переживаниями, могут возникать
следующим образом: человек читает что-нибудь, может быть, очень важный
текст Дхармы, или был глубокий разговор о Дхарме. Это может стать
причиной появления сновидений, имеющих дело с прошлым, настоящим или
даже с будущим.
Таковы основные виды ясных сновидений. Они являются продолжением
и развитием обычного сновидения и возникают главным образом у
практикующих, у которых уже есть некоторый опыт работы со своими
сновидениями или которые имеют опыт сохранения ясности и осознавания
в сновидении. Это виды сновидений, проявляющихся благодаря ясности
ума, или ригпа [7].
Многие методы практики Дхармы, которым мы обучаемся в состоянии
бодрствования, при развитии осознавания во сне могут быть применены
в состоянии сновидения, фактически вы можете развить эти практики
легче и быстрее во время сна, если у вас есть способность пребывать
в ясности. Есть даже книги, в которых говорится, что если человек
применяет практику во сне, то эта практика в девять раз эффективнее,
чем когда она применяется в часы бодрствования.
Сновидение нереально. Когда мы откроем это для себя в сновидении,
огромная сила этого постижения может устранить препятствия, связанные
с обусловленным видением. По этой причине практика сновидения очень
важна для освобождения от наших привычек. Эта мощная поддержка нужна
нам еще и потому, что эмоциональные привязанности, обусловленность и
укрепляющееся эго, которые составляют нашу обычную жизнь, многие и
многие годы усиливались.
В реальном смысле все наши видения на протяжении жизни подобны
большому сну. Если их хорошо исследовать, то окажется, что большой сон
жизни и малые сновидения одной ночи различаются не очень сильно. Если
взглянуть прямо на сущностную природу обоих, мы увидим, что на самом
деле нет разницы между ними. И если благодаря такому постижению мы
наконец сможем освободиться от цепей эмоций, привязанностей и эго, у
нас будет возможность стать окончательно просветленными.