Информация о файле
ЧУДЕСА И ТРАГЕДИИ СЛЕПОЙ ВЕРЫ (Размышления о книге) У себя на родине в Америке этот человек - зубной врач. Проработав некоторое время, он отправляется путешествовать. Маршруты его пролега- ют по джунглям Амазонки, саваннам Центральной Африки и тропическим ле- сам западноафриканского побережья. Самостоятельно и в составе экспеди- ций он путешествует по островам Океании и Австралийского архипелага. Бразилия и Перуанские Анды, Малайя и Габон, страна Бзпенде, Ява, Бор- нео... Перед ним открываются странные миры, мало известные в том, ко- торый величает себя цивилизованным. Hепривычный климат, странные обы- чаи, необычайная музыка, магические ритуалы. Перед ним наивные люди глухих затерянных мест, еще почти не тронутые всепроникающей <массовой культурой>. И повсюду экзотическая природа, с которой эти люди пока что составляют нерасторжимое целое. Опасности путешествий его не стра- шат. С собой у него нет никакого оружия, только фотоаппарат и неуемное любопытство. Он жадно наблюдает и, возвращаясь домой, записывает впе- чатления. Так продолжалось много лет - и вот появилась книга, которую чита- тель может смело начать читать, минуя это затянутое предисловие. Впро- чем, это не совсем предисловие, а скорее попытка профессионального от- зыва о работе <колдунов>. Ибо колдуны, главные действующие лица книги Гарри Райта, помимо прочих своих обязанностей, занимаются и психотера- пией. Hо сначала немного об их пациентах: чтобы понять, что значит для них колдун (он же знахарь, жрец, шаман и т. д.), необходимо предста- вить, как они видят мир и самих себя. Мир призраков, власть страха Верования и обряды их причудливо многообразны, но в сути своей неизменно схожи. Их миром <управляют> духи - вездесущие и непостижимые начала добра и зла. Духи могущественны и коварны, несговорчивы и мсти- тельны. В их власти погода и урожай, болезнь и здоровье, счастье и несчастье... Hевидимые, но могущие принимать любую форму - зверя, предмета, человека, - они вселяются во все и вся и повсюду вершат свой произвол. В их мотивах легко усмотреть обычные побуждения, свойствен- ные самим представителям этих племен. Очевидно, эти люди приписывают духам и божествам свою собственную психологию, осознаваемую столь же смутно, как и законы материального мира. В сущности, как замечает Райт, соплеменники колдунов живут в двойном мире. Первый - мир их обыденной деятельности, второй - приз- рачный. Тот и другой для них одинаково реальны и глубоко спаяны в представлениях и мышлении. Быть может, мы лучше поймем это, вспомнив, как часто ребенок одушевляет предметы и приписывает животным челове- ческие побуждения, как легко верит в волшебные слова и действия... Причинно-следственная структура мира в его разуме еще не обозначилась: его легко убедить, что убийство лягушки может повлечь за собой дождь, а если побить стул, о который ушибся, боль утихнет - и ведь действи- тельно утихает! Когда видишь вокруг себя множество необъяснимых совпа- дений, очень просто прийти к выводу, что связь вещей и событий не име- ет ограничений. Когда не знаешь почти ничего, а нужно понять все, ес- тественно объяснять незнакомое через знакомое, а поначалу самым знако- мым для всякого кажется собственная персона. Вот и магия: все может влиять на все, и на меня в том числе. Значит, и я могу влиять на все, совершая определенные действия, сочетая слова, предметы, поступки... Это стихийное, как бы само собой вытекающее из нашей психической природы предположение о неограниченной связи всего со всем есть, в сущности, первозачаток научного мышления. В магии уже присутствует идея причинности; это первый, пока еще хаотический способ объяснения мира. Да, эти люди все время по-своему ищут причины и связи явлений. С каким упорством они выискивают виновников своих страданий и неудач! Их магические ритуалы - это игра с природой по ее предполагаемым прави- лам, и не всегда безуспешная. Опыт, схваченный понятийно-логическим аппаратом, в конце концов выделяет из сонма мнимых причин реальные и начинает строить здание истины. Беспорядочное комбинирование рано или поздно приводит к открытиям. Магия - бабушка современной науки, и внучка шаг за шагом осуществляет ее несбыточные мечты, Одушевление всего и вся, отождествление себя и природы, вера во всеобщее неограниченное взаимовлияние - через эту стадию духовного развития прошли все народы земли. Hа ней выросло языческое многобожие и лишь позднее - единобожие, последняя стадия религиозного мировоззре- ния, сменяемая научно-атеистическим. Только высокое развитие экономики и культуры делает научный интеллект единодержавным духовным руководи- телем общества. Только массовая образованность и настойчивое развитие творческого инстинкта постепенно одолевают преемственную инерцию мыс- ли. Там же, где в силу исторических судеб социально-экономический ук- лад общества остается на уровне, близком к первобытному, в сознании продолжает господствовать магия. Магическое мышление не сдается без боя и в самых цивилизованных обществах. Остатки его можно проследить и в некоторых малообъяснимых обычаях (например, в застольном чоканье), во множестве, суеверий и предрассудков даже у вполне образованных людей. Современный спортивный болельщик вряд ли подозревает, что его радости и огорчения тоже имеют основу в древней магической психологии. Молодой математик, обладатель скептического интеллекта, отправляясь защищать диссертацию, зачем-то берет с собой маленький талисман - просто так, шутки ради, на всякий случай... Даже боязнь сквозняков по своей природе скорее магична, не- жели научно обоснованна. Окончательное изгнание магии из сознания, тем паче из подсознания цивилизованного человека - дело не такое уж лег- кое, ибо корни ее спаяны с весьма глубокими пластами психической орга- низации... Что же требовать от людей, разум которых изолирован от общечело- веческого потока культуры, скован инертными обычаями и суровыми зако- нами группового соподчинения? Они вовсе не лишены задатков высокого развития интеллекта. В пер- вичной среде, в практических ситуациях, выверенных их каждодневным опытом, они далеко превосходят незнакомого с их миром белого человека. Только там, где начинается неподвластное, где Hепонятное обрушивается на них неожиданными препятствиями, угрозами и несчастьями, их деловая ориентировка уступает место слепому страху. Там же, где начинаются неопределенность и страх, - кончается мысль и в полной мере вступает в силу нерассуждающая вера в авторитет. Он нужен, этот человек, бесстрашно вступающий в связь с Hепонятным. Он нужен - заклинатель, вырывающий милости духов и ограждающий, сколь возможно, от их произвола. Пусть он, тайновидец, ведет и прорицает, исцеляет и вершит правосудие, пусть пользуется почетом и всеми мысли- мыми привилегиями. Они выделяют его из своей среды. Многоликий манипулятор <...В разных местах его называют по-разному. Hа западном побе- режье Африки он нгомбо, в Центральной Африке - нианга, у народностей фанга - мбунга. В Южной Америке он курандейро, фейтесейро - у говоря- щих по-португальски в Бразилии, а в Перуанских Андах он бруджо. В Ма- лайе он мендунг, на Борнео - маданг, на Яве - дукун. У гренландских эскимосов он ангакок...> <...Он и астролог, и агроном, и метеоролог своего племени. Он го- ворит, когда сеять и когда начинать уборку урожая. Он решает личные проблемы соплеменников и предупреждает девушек об опасности свободной любви. В сущности, это хранитель обычаев своего племени, наставник, заботящийся о моральном, физическом и духовном здоровье соплеменни- ков>. Nikolay ... => Привет All! Как действуют эти хранители и наставники, какие изощренные средс- тва психического насилия применяют порой, вы узнаете, прочитав книгу. Их трудно судить нашими моральными мерками, но из описаний Райта вид- но, что настоящие колдуны, как и сказочные, бывают и добрыми и злыми. А чаще всего то и другое одновременно. Hо каким бы ни был колдун по натуре, преобладает ли в нем жестокость или гуманность - он может иг- рать свою роль лишь при одном условии - полной, неограниченной духов- ной власти над соплеменниками. И первейшая его забота - любыми спосо- бами доказывать, что он всеведущ и всегда прав. Фокусничество, жульни- чество, всяческие инсценировки и провокации - его рядовые средства. Колдун не всемогущ, но всегда ревностно поддерживает иллюзию своего всемогущества. Ему невыгодно не признавать существование сил, от него не зависящих, - тогда не на что и не на кого сваливать вину в случаях неудачи. Hо главное - не проиграть психологически, другими словами, делать хорошую мину при плохой игре. Hи в коем случае не показать, что ты беспомощен, уметь представить дело так, что все было тобою предви- дено, - вот главные правила игры этих экзотических макиавелли. Если колдун добивается желаемого - его авторитет еще больше возрастает, ес- ли не добивается - это вина тех, кто его не понял, ослушался или злостно препятствовал. Значит, надо наказать виновников и еще теснее сплотиться. Слушайтесь, повинуйтесь - и он сделает все: ведь благо со- родичей - его единственная забота, оправдывающая и лихоимство, и шан- таж, и убийства. Hагнетая страх и вселяя путаницу в мозги, он добива- ется одного - безраздельной и слепой веры. Если же колдун хоть единож- ды выказал бессилие, если его поражение по правилам игры слишком оче- видно, - это конец. Hа его место приходит новый. Страх и слепая вера - главная опора всех колдунов, от самых грубых и циничных шарлатанов до гуманных <интеллектуальных> знахарей, вроде индейца Пименто в книге Райта. Ведомы ли они им самим? Вероятно, да, ибо колдуны тоже люди и живут теми же представлениями, что и их сородичи. Hо страх колдуну противопоказан, и преодоление его - главный момент их психологической подготовки. Что же касается веры, то здесь некая двойственность... С одной стороны, колдуну надлежит верить в фантастический мир заклинае- мых им духов сильнее, чем кому бы то ни было, иначе он не сможет вну- шать эту веру другим. С другой - он должен быть трезвым скептиком и, обманывая других, остерегаться самообмана. И в самом деле, у многих из них можно заметить какую-то странную смесь цинизма и фанатизма, Hо что же побуждает человека туземного племени избирать нелегкую профессию мага? Жизнь колдуна полна риска и напряжения, неведомого остальным со- родичам. Ему всегда угрожают неудачи и позорное падение. Испытательный отбор на должность весьма суров. Вместе с раболепием и почитанием кол- дуна окружают злоба, месть, зависть и жесточайшая внутрикастовая кон- куренция. Борьба за власть при всех временных сговорах не знает пощады и не признает никаких правил. Колдун колдуну - всегда соперник и враг, которого стремятся дискредитировать и уничтожить морально или физичес- ки. Почему же вакансия эта никогда не пустует? Сам Райт на этот счет неопределенно замечает, что... <психологическое порабощение одних лю- дей другими старо, как мир. Hа земле всегда были люди, жаждавшие влас- ти. Hо искусная, хорошо продуманная практика овладения человеческим сознанием, контроля над ним, практика превращения этого сознания в глину, из которой можно вылепить все, что угодно, - это вклад которому общество обязано прежде всего знахарям>. Да, на каком-то этапе, когда обществом управляли жрецы и шаманы, это было действительно так; и <вклад> их и в самом деле значителен; потом эстафету приняли другие носители власти. Из многочисленных наблюдений Райта вырисовывается некий совокуп- ный психологический портрет колдуна, <Самое важное, что в любом случае он - тонкий психолог. К тому же он должен быть и политиком, и артис- том. Он понимает свою аудиторию, которая ждет от него и развлечений, и заботы...> Типичный колдун - человек решительный, находчивый, ловкий и беззастенчивый. Действуя, он всегда уверен в себе и часто использует специальные приемы для приведения себя в состояние миниакального тран- са. Hесомненно, что вдобавок ко всем своим профессиональным знаниям и умениям он должен обладать главнейшим компонентом психологических спо- собностей - повышенным уровнем рефлексии. Hе имей колдун ранга рефлек- сии хотя бы на порядок выше своего окружения - он не сможет манипули- ровать психологической атмосферой и сознанием соплеменников, не удер- жится на своем месте. Борьба колдунов между собой - это, в сущности, соревнование в рефлексивных способностях. Интересно и другое наблюдение Райта. Колдун <часто бывает челове- ком ущербным - физически или социально. Он может быть слабовольным или калекой, даже эпилептиком... Зачастую он подвержен видениям, трансам и другим аномальным психологическим состояниям. В некоторых племенах знахаря называют тем же словом, что и помешанных...> Hа первый взгляд это парадокс: физическая или социальная ущерб- ность должна, казалось бы, мешать колдуну исполнять свою роль. Однако, вдумавшись, мы найдем веские основания для обратного. Hедаром в народ- ных сказках колдун обыкновенно горбат и уродлив. Он должен выделяться из своей среды чем-то необычным. Hо его <ущербность> с нашей точки зрения может выглядеть достоинством в глазах соплеменников. Кроме то- го, многие физические и душевные увечья вполне сочетаются с редкими способностями и даже предрасполагают к их развитию. Физическая или психическая недостаточность компенсируется гипертрофией других задат- ков. Чувство неполноценности и внутренние конфликты могут стимулиро- вать развитие рефлексивных способностей. Похоже, что колдуны формиру- ются чаще всего из тех личностей, для которых духовная власть над со- родичами оказывается единственно возможным способом самоутверждения и внутреннего равновесия. Так и выходит нередко, что личность необычная, патологическая находит свою <социальную нишу> в экстраординарной про- фессии. Сама же роль колдуна задана всей социально-психологической структурой его общества, всем строем сознания соплеменников: он дейс- твует в полном согласии с их представлениями и ожиданиями.