Информация о файле
Случаи «раздвоения» человека чрезвычайно многочисленны для всех времён и у всех народов, и рассказы о них переплетаются с историями о привидениях, призраках и мертвецах. Старинное шотландское предание гласить, что каждый человек имеет своего двой-ника на земле, который может являться к нему в знаменательные случаи жизни и в осо-бенности в час смерти. Просматривая «Жития святых», а также процессы колдунов конца средних веков, читатель с удивлением находит значительное число вполне удостоверенных случаев раз-двоения, как у религиозных мистиков, так и у колдунов. С точки зрения самого явления эти случаи тождественны: те и другие вызваны были одним и тем же — страстным жела-нием, но побудительная причина этого желания у мистика-созерцателя совсем другая, чем у колдуна, который переполнен ненавистью и жаждой мести. В современном обществе, где колдун исчез, а религиозный человек не имеет уже той веры, которая помогала его предшественникам совершать чудеса, случаи раздвоения ещё более многочисленны, чем в прошлые века. Объясняется это, конечно, тем, что те-перь их лучше наблюдают, и в особенности обилием спиритических и оккультных жур-налов, которые собирают и изучают эти случаи, так как находят в них подтверждение своим теориям или по меньшей мере серьёзные аргументы в доказательство последних. Если раздвоение живого человеческого организма возможно, хотя бы в мало из-вестных условиях и только у редких людей, нельзя ли исследовать его опытным путём в различных видах? Исследование это, конечно, возможно. Известно, что вообще раздвоение соверша-лось у мистиков, когда они, погружённые в глубокое размышление, впадали в нечувст-вительность к возбуждениям внешнего мира; с другой же стороны, во время магнетиче-ского сна и в некоторых аналогичных состояниях наблюдаются у людей иногда странные явления, в особенности узнавание фактов, совершившихся на далёком расстоянии, — не-объяснимое явление, если не предположить передачи чего-то от спящего субъекта в ме-сто и в час совершения явления. Рассуждая таким образом путём аналогии, понимаешь, что магнетизм как бы создан для того, чтобы служить испытательным полем для исследований этого рода. Мысль эта, впрочем, не новая, так как полковник де-Роша уже достиг этим способом опытного раз-двоения субъектов сомнамбул, доводя их магнетический сон за пределы, когда субъект обыкновенно ещё сохраняет сознание. Ни одна отрасль человеческих знаний не может в настоящее время исследовать «раздвоение» со столь многочисленными шансами на успех, как магнетизм. Все, изучавшие последний с философской точки зрения понимают, что материя бы-ла бы бездейственна, если, бы её не оживляла независимая сила, что везде существует материя и сила, и человек двойственен, то есть состоит из материального тела и тело это оживлено разумной силой, называемой в просторечии душой или духом. Учёные магне-тизёры, изучавшие опытным образом магнетизм, по данным современной науки знают, что магнетическая сила, выделяемая человеческим телом, обладает значительно высшей потенциальностью, чем силы физическая и химическая, и принадлежит она не телу ви-димому, а силе, оживляющей тело. Переданная какому-либо телу магнетическая сила проникает в сердце этого тела, в самые атомы его, так как она противостоит кипению, сгоранию и различным химическим процессам, которые разлагают тело на его составные элементы. Как я доказал в своей «Магнетической физик», она неразрушима, по крайней мере, для низших сил и воздействий природы. Очевидно, что эта неразрушимость человеческой магнетической силы переходит в бессмертие, и путём рассуждения начинаешь понимать, каким образом магнетизм может быть мостом для непосредственного перехода из физического миpa в психический мир — другими словами, по выражению теософов, из психического плана на астральный и оттуда на план мысли. Результат этих исследований не докажет бессмертия, но он даст возможное предви-дение его, так как самым верным и бесспорным образом я докажу существование в нас многих начал, многих тел, взаимно проникающих. Я выясню, что видимое тело с психи-ческой точки зрения является лишь орудием невидимого тела, и что последнее оживляет первое, и что в нём заключено сознание. Я докажу также, что эти два элемента нашей индивидуальности могут быть разделены во время жизни и изучены даже на расстоянии независимо друг от друга. Я докажу существование души, которая обитает в невидимом теле. Оттуда же до доказательства того, что смерть есть лишь перемена состояния и что наша индивидуальность жива за пределами могилы, — расстояние не дальше одного ша-га. Несколько слов ещё о заглавии настоящего труда и о названии, которое я даю раз-двоенной части живого человеческого тела. Раздвоенной части человеческого тела давали различные наименования. Наиболее известные: двойник, астральное тело, призрак, флюидическое тело, тень и пр. Из различ-ных этих наименований три первых вполне соответствуют идее раздвоения. Первое было бы наилучшим, если бы не давало повода к смешению, так как его можно смешат с эфирным двойником, который имеет лишь относительное значение в явлении раздвое-ния. Выражение «астральное тело» равным образом подходяще, но экстериоризованное астральное тело почти всегда заключает в себе и эфирный двойник, который служит ему орудием, и мысленное (ментальное) тело, которое есть душа его. Из остальных названий наиболее отвечающим цели следует признать слово призрак. В описаниях своих, впрочем, говоря о призраке, я часто буду пользоваться выраже-ниями «эфирный двойник» и «астральное тело», так как эти два элемента нашего неви-димого тела почти постоянно входят в материальный состав его. Вот почему я дал своему труду заглавие: «Призрак живых». Г. Дюрвилль.