Информация о файле
Метод Теслы - отдельная тема. Он очень необычен и составляет второй (скрытый) план его творчества. Первый - его достижения, воплощение его идей. Сами же идеи возникали и доводились до идеальной формы на этом втором, внутреннем плане. Этот план знаком каждому, но мы редко принимаем его всерьёз и пользуемся им. Тесла поступал иначе. Метод Теслы - прямое видение. Образное видение, т.е. видение невидимого посредством воображения. И это - не домыслы и не вымыслы, но нечто реальное, или - идеальный план того, чему предназначено стать действительностью. Это удивительный феномен и замечательный метод познания. Человек вызывает внутри себя (на некоем внутреннем экране) живую картину, например, - индукционный мотор во всей его сложности: и статор и ротор со всеми своими обмотками, с пропорциями, габаритами, материалами, с электромагнитными полями, видимыми столь же ясно, как и вещественные детали конструкции. Тесла столкнулся с подобным явлением ещё в очень юном возрасте. Он просто видел различные электротехнические схемы и устройства - в деталях и в цветах. Так он впервые увидел свой индукционный мотор и нарисовал его палочкой на песке. Самому видению предшествовали световые вспышки. Это были предвестники: они настраивали его на принятие очередного творческого озарения. Он тщательно просматривал видимое: прояснял неясные места, шлифовал этот ментальный образ, доводил его до совершенства - так, чтобы в этом творении достигалась гармония, и оно начинало работать, функционировать или - "жить". Тесла размышлял над этим феноменом, осознавая его необычность и значимость, и пришел к выводу, что его суть состоит в подключении к миру идей и восприятии идеальных форм. Восприятие производится непосредственно мозгом (а не глазами), а затем уже в виде образов проецируется изнутри на сетчатку глаза. Так появляется уже явно видимая картина. С этой картиной (причем движущейся, а не статической) он затем работал, доводя её до совершенства. Вносил ли он при этом в неё нечто своё? Мне кажется, конечно, - да, но сам он так не считал. Он полагал, что сам лично он - ничего не делает, не создает, не творит. Что все - уже есть, и надо просто это увидеть (разглядеть) и воссоздать на вещественном плане. Т.о., как это ни удивительно, но Тесла не считал свои изобретения своей интеллектуальной собственностью. Откуда приходят образы, и как устроен мир, если в нем есть такое? Тесла полагал, что - из Космоса. "Мой мозг - только приемное устройство", - говорил он и считал, что каждый человек есть "автомат космических сил", подразумевая, при этом по-видимому, что человек - дитя Космоса, или, иначе, - что он органически включен в единую систему мироздания. Образы приходят из Космоса, но не обязательно откуда-то издалека. Они приходят - с другого плана. Сама логика рассуждений приводит к выводу, что где-то помимо нашего вещественного мира существует мир идеальных форм, еще не овеществленных, но уже в значительной мере проработанных, продуманных и (в потенциале) вполне реализуемых. Это своего рода параллельный мир. Его называют "ментальным планом" или же "миром эйдосов" (по Платону). Человек - не только тело (и все, что с ним связано: физиология, здоровье, болезни, возраст, старость, смерть). Человек ещё, и прежде всего - дух. И как дух, он не стеснен каким-либо рамками, не ведает ни пространственных, ни временных ограничений, т.е. способен подробно и не спеша рассмотреть, что происходит внутри элементарных частиц, например, или - в ядре галактики, масштаб не имеет значения. Человек, по природе своей, вхож в тонкие планы, чувствует здесь себя как дома и может отсюда почерпнуть много полезного для себя, как существа вещественного. Вместе с тем наши контакты с тонким миром не остаются незаметным для него самого. Мы влияем на тонкий план, изменяя его так или иначе. Мы определяем его эволюцию, а поскольку эволюция тонкого мира предваряет эволюцию мира вещественного, то получается, что мы предшествуем собственному появлению и движемся по собственным следам. Таким вот интересным образом преломляется здесь проблема времени. Таковы взгляды Теслы на мировой порядок и на место в нем человека. Мой метод иной. Я не спешу с эмпирической проверкой. Когда появляется идея, я сразу начинаю её дорабатывать в своём воображении: меняю конструкцию, усовершенствую и "включаю" прибор, чтобы он зажил у меня в голове. Мне совершенно всё равно, подвергаю ли я тестированию своё изобретение в лаборатории или в уме. Даже успеваю заметить, если что-то мешает исправной работе. <...> Подобным образом я в состоянии развить идею до совершенства, ни до чего не дотрагиваясь руками. Только тогда я придаю конкретный облик этому конечному продукту своего мозга. Все мои изобретения работали именно так. За двадцать лет не случилось ни одного исключения. <...> Вряд ли существует научное открытие, которое можно предвидеть чисто математически, без визуализации. <...> Внедрение в практику недоработанных, грубых идей - всегда потеря энергии и времени". Изучая механизмы своей психической жизни, Тесла обнаружил, что ряд видений из "другой действительности" всегда находится в определённой связи с событиями из "настоящей действительности". Вскоре он обрёл способность осознавать эту причинную связь. Ему стало понятно, к его удовлетворению, что любая его мысль есть результат воздействия внешних впечатлений. "Не только мысли, но и действия возникают тем же способом. Спустя некоторое время мне было совершенно ясно, что я - всего лишь своего рода "автомат", одарённый способностью двигаться, отвечающий на раздражение чувствительных органов и мыслей (курсив ред.)